Хроники вакханалий

Еще несколько лет назад казалось, что жанр rockumentary (от англ. rock и documentary) не выйдет за пределы домашних посиделок узкого круга меломанов и тем более не попадет в кинотеатры. Однако прошлогодний прокат фильмов "U2 в 3D" (о творчестве группы U2) и "The Rolling Stones. Да будет свет" Мартина Скорсезе доказал обратное. Теперь документальную картину о любимой группе можно чаще увидеть в кино.

В фильме "Страммер: будущее неизвестно", входящем в программу первого фестиваля "Музыка.doc", — архивные записи, интервью, повествующие об истории The Clash. Среди людей, вспоминающих об этой панк-группе, много знаменитостей: Боно, Джонни Депп, Фли, Джон Кьюсак и даже Дэмиен Херст. Хотя большинство звезд ограничиваются коротким описанием похода на концерт или названием любимой песни, их присутствие придает фильму динамичность. Ведь добрую часть картины занимают интервью с постаревшими участниками команды, их друзьями и родственниками. А так не хочется верить в то, что люди, создавшие панк-культуру, теперь просто вяло вспоминают минувшие дни, кутаясь в теплые пальто и беседуя у костра. Эти добропорядочные старички не вяжутся с бунтарским образом английских панков, отчего фильм оставляет ощущение грусти и безысходности.

Кто знает, может, рок-н-ролл действительно мертв. Но только не в Исландии. Об этом повествует картина Ари Александра Эргиса Магнуссона "Мастера вопля". Красивейшие островные ландшафты органично сочетаются здесь с современной исландской музыкой, будь то выступление Бьорк или гаражный рок тинейджеров Nilfisk, живущих в деревушке с населением 428 человек. Авторы фильма объясняют музыкальное разнообразие Исландии культурной изоляцией страны от остального мира. Здесь создают ни на что не похожую музыку и невероятные инструменты: круглолицые девушки из группы Amina играют на самодельных шарманках, электронные экспериментаторы Mum извлекают звуки из согнутой пилы, стуча по ней деревянным молоточком, а группа Slow Blow использует гибрид скрипки и трубы. В фильме есть замечательные архивные кадры с поющей маленькой Бьорк, веселая вечеринка в небольшом домике — резиденции президента Исландии Олафура Рагнара Гримссона, который сам объявляет о выступлении местной рок-группы и приглашает ее на импровизированную сцену.

В "Мастерах вопля" есть замечательные архивные кадры с поющей маленькой Бьорк.

Что касается рок-сцены, то где, как не в фильме "Гластонбери", ей нужно было бы уделить особое внимание. Но режиссер картины Джулиен Темпл пошел другим путем. Из девятисот часов отснятого разными людьми видеоматериала — от начала 70-х до нашего времени — он выбрал кадры, демонстрирующие меломанов в самом неприглядном виде. Получилось кино о бесконечной вакханалии. Кажется, что это не музыкальный фестиваль, а сборище десятков тысяч фриков, хиппарей-наркоманов, бегающих голышом по грязи, и полицейских, обыскивающих детей. Выступления рок-музыкантов показаны вскользь, будто "для галочки", что странно для режиссера, снявшего картину о Sex Pistols (The Great Rock ‘n' Roll Swindle) и художественный фильм "Пуля" с американским рэпером Тупаком Шакуром. Впрочем, не исключено, что у Темпла найдется немало сторонников: за многолетнюю историю фестиваль Гластонбери оброс всевозможными легендами, в том числе не слишком красивыми.

На "Музыке.doc" покажут и фильмы о музыкантах, иногда заезжающих в Россию. Будет история цыганской панк-группы из Нью-Йорка Gogol Bordello с ее бесшабашным украинским фронтменом Евгением Гудзем, картина "Патти Смит: сон о жизни", получившая в прошлом году приз за лучшую операторскую работу на фестивале Sundance. И, конечно, не обойдется без Made In Jamaica — документального фильма про боль, несчастья и надежду — основные темы ямайского реггей.

5-8 марта, "Иллюзион", полное расписание на сайте



Сайт управляется системой uCoz