Ретроспектива фильмов Чарли Чаплина

С февраля на телеканале "Культура" начинается уникальная ретроспектива "отреставрированных" и оцифрованных полнометражных и короткометражных фильмов Чарли Чаплина, приуроченная к 120-летию со дня рождение великого комика. Зрители увидят ленты: "Огни большого города", "Великий диктатор", "Цирк", "Король в Нью-Йорке", "Огни рампы", "Мсье Верду", "Золотая лихорадка", "Малыш", "Новые времена", "Парижанка".

Ретроспектива открывается картиной "Золотая лихорадка" — это единственный фильм Чаплина, снятый по готовому сценарию. Рассказывают, что Эйнштейн однажды написал ему: "Ваш фильм "Золотая лихорадка" понятен во всем мире, и вы непременно станете великим человеком". На что Чаплин ответил: "Я вами восхищаюсь еще больше. Вашу теорию относительности никто в мире не понимает, а вы все-таки стали великим человеком". Эйнштейн оказался прав: этот фильм действительно вошел в классику мирового кинематографа.

Картины Чарли Чаплина — не только своеобразная биография талантливейшего мастера: в них отражены и те процессы, которые происходили в американском кинематографе, и подлинная жизнь, смешная и грустная одновременно. Один из самых жизненных его фильмов — "Огни большого города". Вот что рассказывает об этой ленте сам Чаплин в своей книге: "Сюжет фильма мне подсказала история циркового клоуна, потерявшего зрение в результате несчастного случая. У него была маленькая дочка, очень болезненная и нервная, и перед выпиской из больницы врач предупредил его, что он должен скрывать слепоту от дочери до тех пор, пока она не окрепнет достаточно, чтобы вынести этот удар, который будет ей сейчас не по силам. Дома клоун ходил по комнате, спотыкаясь, наталкиваясь на мебель, а девочка весело смеялась. Однако все это было слишком уж сентиментально, и в "Огнях большого города" слепота клоуна перешла к девушке-цветочнице". Нежная и тонкая, ироничная и светлая картина заставляет зрителей смеяться сквозь слезы уже почти 80 лет.
Однако многие упрекали Чаплина в том, что эта картина чересчур сентиментальна. Поэтому его следующий фильм — "Новые времена" — был более жестким. На идею сюжета его навел рассказ знакомого репортера о том, как молодые фермеры идут работать в промышленное производство, а после четырех-пяти лет работы на конвейере заболевают нервным расстройством. "Я придумал "кормящую машину" — агрегат для экономии времени, который позволил бы рабочим даже во время завтрака не отрываться от конвейера. Эпизод на заводе заканчивался нервным припадком бродяги, а дальше сюжет развивался, следуя естественному ходу событий. По выздоровлении бродягу арестовывают, и тут он знакомится с девушкой, которую забрали за кражу хлеба. Они встречаются в полицейской машине, набитой преступниками. С этого момента начинается тема двух бесприютных созданий, пытающихся как-то просуществовать в "новые времена". Они страдают от депрессии и безработицы, участвуют в забастовках и бунтах", — писал о картине Чаплин.

Один из самых сложных фильмов Чарли Чаплина — "Великий диктатор". Это первый полностью звуковой фильм, весьма нетипичный для своего времени, так как на момент его создания США и Германия официально находились в состоянии мира. Вот как вспоминает о нем сам автор: "Еще в 1937 году Александр Корда посоветовал мне сделать фильм о Гитлере, построив сюжет на сходстве двух людей — ведь у Гитлера были такие же усики, как и у моего бродяги. Корда сказал, что я мог бы сыграть обе роли. Тогда я не придал значения его словам, но теперь эта тема стала актуальной. К тому же пора было, наконец, начать работать. И тут мне в голову пришла спасительная мысль. Ну, конечно же! В роли Гитлера я мог заговорить, выступать с речами перед толпой и, неся всякую тарабарщину, сказать все, что мне было нужно, а в роли бродяги по-прежнему оставаться безмолвным. Сценарий о Гитлере давал широкую возможность для бурлеска и пантомимы".

Особое внимание хочется обратить также на драму "Мсье Верду". К 1940-м годам Чаплин уже понял безысходность немого кино и стал снимать звуковые фильмы. Но с приходом в кинематограф звука изменилась и направленность его творчества. Вместо маленького симпатичного Бродяги Чарли появились совсем другие герои, на смену комедии — драма. Считавшийся много лет провалом "Мсье Верду" — фильм об алчном убийце, "Синей Бороде", — сегодня можно по праву назвать одним из самых сильных фильмов Чаплина. Вот что говорит об этой картине известный режиссер Клод Шаброль (в ее основе — подлинная история убийцы Анри-Дезире Ландрю, в 1962 году Шаброль и сам снял фильм "Ландрю"): "Меня поразило в "Месье Верду" то, что в отличие от предыдущих фильмов эта картина задумывалась как "говорящая". Чаплин нашел для своего героя поразительный тембр голоса — мягкий, без тени пародии. Сравните его с голосами женщин, которых он убивает, — огрубевшими, истеричными, жесткими. Разница тембров предопределяет то, на чью сторону встанет зритель".
Сразу после противоречивого "Мсье Верду" Чаплин приступил к работе над "Огнями рампы". "Мы вернулись в Калифорнию, и тут я, наконец, оправился от неприятностей, которые мне доставил "Мсье Верду". Я начал уже подумывать о теме нового фильма; я все еще оставался оптимистом, мне казалось немыслимым, что я совсем потерял любовь американцев, не верил я и в то, что они окажутся политически столь сознательными и столь лишенными юмора, что будут бойкотировать человека, который умеет их рассмешить", — вспоминал потом актер. Эту картину многие называли фильмом-прощанием: это был последний фильм Чарли Чаплина в Америке. Он повествует о том, как стареющий комедийный актер мюзик-холла пытается помочь отчаявшейся танцовщице овладеть премудростями ремесла и почувствовать себя более уверенной в жизни. Над этой лентой Чаплин работал совместно с Бастером Китоном — пожалуй, единственным актером, кто мог в те годы составить реальную конкуренцию великому кинокомику. Но последним фильмом, в котором Чаплин сыграет главную роль, будет "Король в Нью-Йорке".

"Парижанку", первый фильм, в котором Чаплин не играл сам, публика сначала встречала холодно, а в нескольких штатах он был запрещен по соображениям морали. Лишь в Европе эта трагичная лента была понята. Вот что говорил сам Чаплин о своей работе: "Моя картина "Парижанка" не имела успеха в Америке, потому что не оставляет никакой надежды своей развязкой. И потому еще, что это жизнь, как она есть. А публика любит, чтобы герой ускользнул от неизбежной гибели, чтобы женщина, в конце концов, вернулась к нему. Я люблю трагедию. Я люблю трагедию потому, что в основе ее есть всегда что-то прекрасное. А для меня прекрасное — самое главное, что я нахожу в искусстве и жизни". Спустя 80 лет несправедливо забытая картина была по достоинству оценена и теперь признана вершиной реализма в истории кино.

Фильмы Чарли Чаплина, вошедшие в эту ретроспективу, были ремастерированы французскими специалистами. Для восстановления лент применялась новейшая техника цифровой реставрации высокого разрешения. Каждый кадр сканировали отдельно, а затем компьютер восстанавливал картинку и звук, очищал изображение от царапин и свойственной старой пленке зернистости, устранялась излишняя контрастность. Были убраны даже отметки для киномехаников, которые появляются во всех фильмах при переходе с одной бобины на другую.



Сайт управляется системой uCoz