Берлин возьмет Тэрренса Малика
Объявлены первые девять фильмов, в том числе шесть мировых премьер, включенных в официальную программу 56-го Берлинского кинофестиваля, открывающегося 9 февраля 2006 года. Комментирует МИХАИЛ Ъ-ТРОФИМЕНКОВ.
Представляя программу по частям, директор фестиваля Дитер Косслик демонстрирует хорошее знание психологии СМИ. Пока журналисты обсудят первую порцию, глядишь, и вторая подоспеет, а фестиваль будет обсуждаться в прессе непрерывно. Кроме того, среди названных им фильмов по меньшей мере два вполне сенсационны.
"Новый мир" (The New World) — всего лишь четвертый фильм 62-летнего Тэрренса Малика. Однако три предыдущих, "Пустоши" (Badlands, 1973), "Дни жатвы" (Days of Heaven, 1978) и "Тонкая красная линия" (The Thin Red Line, 1998), создали ему репутацию великого режиссера с эпическим дыханием, гиперреалиста, обладающего мистической мощью. "Новый мир" — история Джона Смита, англичанина, отправившегося в начале XVII века в Южную Америку и полюбившего дочь индейского вождя Покахонтас. Можно смело предположить, что и в этом фильме Малик не откажется от своего фирменного противопоставления прекрасной, равнодушной природы и кровавых человеческих страстей.
"Сириана" (Syriana) — режиссерский дебют Стивена Гегена, "оскароносного" сценариста "Трафика" Стивена Содерберга. Судя по всему, по своей структуре это "ремейк" прославившего его фильма, только речь идет на этот раз не о торговле наркотиками, а о нефтяном бизнесе, таком же спруте, опутавшем весь мир. Снова, как и в "Трафике", в "Сириане" переплетаются линии самых разных судеб: оперативника ЦРУ (Джордж Клуни), узнавшего ужасную правду о том, чем же он занимается на самом деле; пережившего невообразимую семейную трагедию брокера (Мэтт Деймон); саудовского принца-идеалиста; пакистанского мальчишки; адвоката в моральном кризисе.
Фестиваль упорствует в намерении доказать, что немецкое кино возрождается. В конкурсе будет как минимум два немецких фильма. "Элементарные частицы" (The Elementary Partiels) Оскара Релера — экранизация нашумевшего романа Мишеля Уэльбека об одиночестве и сексуальных наваждениях, разыгранная лучшими актерскими силами Германии, включая Морица Бляйбтроя и Франку Потенте. "Реквием" (Requiem) Ханса Кристиана Шмидта — странная история обывателей, впавших в "свинцовых" 1970-х годах в мистицизм и практикующих изгнание дьявола из "бесноватых". Азия пока что представлена также двумя фильмами, "Невидимыми волнами" (Invisible Waves), историей наемного убийцы, снятой вышедшим на уровень международных постановок культовым тайцем Пен-эком Ратанаруангом, и "Обещание" (Wu ji) китайского тяжеловеса Чена Кайге. История принцессы и трех влюбленных в нее мужчин стоила $35 млн и стала самой дорогой постановкой в истории китайского кино.
Впрочем, фестиваль не пытается радикально изменить свой имидж, ассоциирующийся с политически корректным, дидактическим и чаще всего невыносимым, со зрительской точки зрения, кинематографом. Англо-канадский "Снежный торт" (Snow Cake) Марка Эванса — история любви между искалеченным в автомобильной катастрофе мужчиной (Ален Рикман) и аутисткой (Сигурни Уивер). Боснийский фильм "Grbavica" — иллюстрация к какому-нибудь докладу Human Right Watch о массовых изнасилованиях мусульманок во время гражданской войны в Югославии. А австралийская "Конфетка" (Candy) Нила Армфильда — трактат о вреде героина, разрушившего жизнь любовников, всецело поглощенных поиском ускользающих вен.
Впрочем, делать окончательные выводы о характере 56-го берлинского конкурса преждевременно. Все 26 конкурсных фильмов будут окончательно названы не ранее середины января.