Улыбка медведя
Завершившийся в Берлине 59-й Международный кинофестиваль принес маленькую, но приятную победу российскому кино, несмотря на его отсутствие в главном конкурсе.
Призом "Хрустальный медведь" отмечена 20-минутная короткометражка режиссера Баира Дышенова "Улыбка Будды", участвовавшая в детском конкурсе Generation Kplus. Бурятский мальчик, герой этой картины, испытывает соблазн стащить у Будды, чья статуя высится в храме, пару конфет. Успех этого фильма лишний раз свидетельствует о том, что на фестивалях мира сегодня больше всего ценят культурное своеобразие, этнический фактор и близость к природе. А в российском кино это дефицит.
В этом году все-таки произошел определенный сдвиг. Фильм "Девять пролетов вместе" Александра Караваева участвовал во взрослом короткометражном конкурсе. Молодое российское кино представляли два фильма — "Россия-88" и "Сумасшедшая помощь" — в секциях "Панорама" и "Форум". "Россия-88" Павла Бардина, затрагивающая острую тему скинхедов и фашистов, вызвала интерес и удивление немецкой публики, хотя воспринять гражданскую и художественную радикальность этого фильма было нелегко, а нюансы русского матерного блекли в субтитрах, где преобладало потерявшее всякую остроту слово fuck.
"Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова прошла чрезвычайно успешно и получила отличные отзывы в немецкой прессе. В конкурс она не попала из-за берлинских отборщиков, опутанных стереотипами: фильм показался "слишком маленьким" (в смысле — камерным) и "слишком московским". Но как раз камерные интимные фильмы были отмечены всеми основными призами большого жюри. Дело, однако, в том, что награжденные фильмы произведены либо в Германии (стране-хозяйке фестиваля), либо в Иране, либо в одной из модных сегодня латиноамериканских кинодержав. Невписанность России в систему европейских копродукций — одна из причин маргинализации нашего кино. И потому его представляет в Берлине бурятский мальчик.