"Ностальгия" Андрея Тарковского

16 февраля в 23:50 смотрите в эфире телеканала "Культура" документальный фильм "Андрей Тарковский снимает "Ностальгию".

Андрей Тарковский — знаковая фигура российского и мирового кинематографа. Уже много лет кинокритики не перестают разгадывать тайны и загадки режиссера. Дело тут не только в сюжетах, взятых в основу его фильмов. Каждый персонаж у Тарковского многогранен, длинные статичные планы, словно специально, созданы для того, чтобы подумать над монологами героев. Напряжение при практически полном отсутствии динамики не отпускает до финальных титров, а в воздухе повисает множество вопросов, ответы на которые хочется искать, пересматривая снова и снова странные, в некотором смысле, сюрреалистические картины Андрея Тарковского.

Замысел фильма "Ностальгия" возник у Тарковского в 1982 году, во время поездки в Италию. Там же, в Италии, он приступил к съемкам своей предпоследней картины, повествующей о русском писателе Андрее Горчакове (Олег Янковский). Он приехал сюда для изучения итальянского периода жизни музыканта Павла Сосновского и встретил переводчицу Евгению (Домициана Джордано), которая пытается понять томимого ностальгией Горчакова...

"Я хотел рассказать о русской форме ностальгии — о том типичном для нашей нации состоянии души, которое охватывает нас, русских, когда мы находимся вдали от родины. В этом я видел — если хотите — свой патриотический долг, так, как я его сам ощущаю и понимаю. Я хотел рассказать о похожей на судьбу связи русских со своими национальными корнями, со своим прошлым и своей культурой, своей землей, друзьями и родными, о той глубинной связи, от которой они не могут отрешиться всю свою жизнь — куда бы ни забросила их судьба...", — говорил о своей работе режиссер.

Лента "Ностальгия" стала удивительным опытом взаимопроникновения двух миров: художественного мира Тарковского и особой, свойственной только Италии архитектурной и природной среды. О том, как проходила работа над картиной, рассказывает документальный фильм "Андрей Тарковский снимает "Ностальгию" (Италия, 1983).

Идея фильма принадлежит итальянскому режиссеру-документалисту Донателле Баильво (Donatella Baglivo). Камера запечатлела уникальные кадры рабочих моментов съемочного процесса. Андрей Тарковский работает с оператором, тщательнейшим образом выставляя композицию кадра, дает указания актерам — Олегу Янковскому и Домициане Джордано, размышляет о своей профессии и о сути кинематографического процесса: "Режиссер — это очень трудная профессия. Истребительная. Особенно она трудна потому, что в кино нелегко остаться самим собой. Гораздо удобнее нравиться, чем не нравиться". <...> Что такое кинокадр, который начинается с момента, когда мы говорим "начали!" и до тех пор, когда мы говорим "стоп!"? Это фиксация реальности. Но, по существу, это фиксация времени.... Что такое фильм? Это мозаика времени".

Мозаика, сложенная Донателлой Баильво, поэтична и многопланова. Создавая собственное панно "запечатленного времени" Тарковского, автор фильма бережно и вдумчиво отбирает собственные — снятые "в цвете", но в стилистике Тарковского — фрагменты процесса работы над фильмом, чередуя их с монохромом кадров "Ностальгии" и интервью с участниками творческой группы. В их числе — Тонино Гуэрра, Олег Янковский, Домициана Джордано, Эрланд Юзефсон.
Говоря в этом фильме о тонкостях режиссерского ремесла, Андрей Тарковский заметил, что "правда жизни — это еще не значит правда искусства". Донателле Баильво удалось создать такую "правду жизни", которая, безусловно, поможет зрителям постичь правду искусства Андрея Тарковского.



Сайт управляется системой uCoz