"Абсолютно кафкианская история"

10 февраля прошла пресс-конференция режиссера Виталия Манского, посвященная выходу в кинопрокат его фильма "Девственность".

- Как в фильме "Девственность" появился текст писателя Дмитрия Быкова?

- Дмитрий Быков — человек во всех смыслах больших форм. Несмотря на это его текст в фильме не мешает, а скорее помогает. Хотя, возможно, он несколько излишен. Скажу честно, сам Быков, когда я попросил его написать что-нибудь для фильма, спросил меня: "А зачем тебе текст?". Я же изначально хотел выпустить фильм в прокат и понимал, что для этого надо сделать "Девственность" более понятной.

Сейчас мы с Димой затеваем большой проект. По сравнению с ним — "Девственность" совсем не жесткое кино. Это будет картина о новом рабстве, надвигающемся на нас. Но сейчас я не могу найти в себе физических сил, чтобы продолжать работу. Это очень тяжелый материал, способный совершить переворот в сознании зрителя.

- Действительно ли Катя получила три тысячи долларов, как вы это показываете в фильме?

- Вы знаете, я делаю документальное кино. Если бы это была постановочная сцена, то тогда перед вами очень хороший режиссер и очень хорошая актриса. Катю теперь должны завалить предложениями режиссеры игрового кино.

- Ваш фильм — о национальном растлении?

- Вы правы. Я не понимаю, почему у государства существует жесткая позиция относительно алкоголя, табака и наркотиков — то есть оно защищает население от тлетворного бизнеса — и в тоже время нас заставляют смотреть то, что нас разлагает. У человека, готового к восприятию иных вещей, остается мало возможностей уйти от индустрии. Вот в прокат выходит фильм "Девственность". Шестью копиями. Подпольный прокат. Зритель, который хочет посмотреть картину, должен сначала отыскать на карте нашей родины города, в которых есть кинотеатры, в которых есть залы, в которых показывают "Девственность". Во дворце — ларец. В ларце — яйцо. А в яйце — иголка. Но я все равно очень рад этому событию. Надеюсь, что дальше будет больше.

- Какова реакция руководства телеканала "ТНТ" на выход вашего фильма?

- На нашем телевидении работают очень грамотные менеджеры. А руководство канала "ТНТ" — очень высокопрофессионально. Они попросили меня внести небольшие правки, аргументировав это дословно следующим образом: "Мы согласны с вашим видением, но не хотим, чтобы на основании этого фильма на нас подавали в суд". Но с правками картина пойдет только на телевидении, в прокат выйдет режиссерская версия.

- Ваша картина как-то повлияла на тех людей, которые делают "Дом 2"?

- Кино — не агитационный плакат. Оно не обладает его безаппеляционностью. Сейчас фильм выйдет в прокат, будет показан по телевизору, а что будет дальше — не известно. Вспомните, как воспринимался "Триумф воли" Лени Рифеншталь сразу после выхода картины, и как его воспринимают сегодня. Одно могу сказать точно: пока заявлений об уходе никто из работников канала "ТНТ" не написал.

Я сам работал на телевидении и знаю, как это происходит. Эти люди — они живут в совершенно ином измерении. Бокс-офисы, рейтинги — это отдельный космос. Этих людей словно отвязали от земли, и они улетели.

- В вашем фильме мелькает много брендов и названий марок. Это случайность?

- Я "джинсой" не занимаюсь. Хотя, может быть, и пора бы. Времена тяжелые, надо как-то выживать.

- Поясните, пожалуйста, финал картины: Барби "едет" на розовом автомобиле.

- Я не хочу давать надежды этим куклам.

- Что вы чувствуете, отдавая в прокат и на телевидение картину, в которой рассказываются непростые истории небезразличных вам людей?

- Профессия режиссера-документалиста — одна из самых аморальных. Вообще же, это вопрос, который не предполагает обсуждения через микрофон в присутствии большого количество людей.

- Вы продолжаете общаться с героями ваших картин?

- Да. У меня в телефоне сохранен номер Кати. Когда мы снимали ее историю, я провел с ней вместе двое суток. Двое суток постоянно диалога. Она всю свою жизнь прожила в одной комнате с матерью. И все равно, они почти не разговаривают о том, что их на самом деле волнует. В фильме есть сцена разговора с Катей в машине. Мы просидели там что-то около пяти часов. Мне всегда очень интересно общаться с людьми. Бывает, что я даже в свободное время читаю блоги незнакомых мне людей. Так я получаю какую-то энергию.

У меня есть идея вернуться к "Дому 2" через пару лет. Я снимал там одного героя, который сбежал с проекта. Я ездил к нему домой — в глухую деревню, где всего два дома. Его родителей и еще одного пьяницы. Его отец установил спутниковую "тарелку", чтобы постоянно видеть своего сына. Это абсолютно кафкианская история.

- То, о чем вы говорите, напоминает то немногое, что вы сказали о своем новом фильме. О новом рабстве.

- Конечно. Мы перестаем принадлежать себе. Наша интимная, частная жизнь оказывается не нашей. Мы исполняем чужие роли в чужом спектакле.

- В "Девственности" много излишних красивостей. Вы словно пытаетесь не дать зрителю заскучать. Это очень видно в эпизодах прощания Барби с бабушкой и разговора с Катей в машине на Воробьевых горах. В первом случае, вы рифмуете диалог с шоссе, по которому едут фуры. Во втором, разговор перемежается с кадрами свадьбы.

- Это абсолютно документальное кино. Я могу дать вам адрес бабушки Барби, и вы увидите, что из окна ее кухни видно то самое шоссе. Это деревня Выползово. Такова реальность. В этом и заключается моя режиссура. Я ищу символы, необходимые мне для правильной подачи сцены. Дорога — это символ. Свадьба на Воробьевых горах — это символ. Кино — это очень тонкая и интимная конструкция. Тут важно все — как ты выглядишь, как ты говоришь с человеком. Когда я искал оператора для "Девственности", то, в конце концов, остановился на женщине. Есть огромная разница между съемкой такого эпизода двумя мужчинами или мужчиной-режиссером и женщиной-оператором. Жизнь — это нюансы, а нюансы — это искусство.

— Ваш фильм — это диагноз современному обществу?

- В обществе происходят разные события. В Италии после войны многих мальчиков выставляли за дверь с тем, чтобы они приносили в дом деньги. Поэтому сейчас в стране так много пожилых гомосексуалистов. Поймите, это все временно.

Почему существует "Дом 2"? Потому что мы сидим перед телевизорами. Мы сами покупаем эту девственность.

Записал Кирилл Адибеков



Сайт управляется системой uCoz