"Абсолютно кафкианская история"
10 февраля прошла пресс-конференция режиссера Виталия Манского, посвященная выходу в кинопрокат его фильма "Девственность".
- Как в фильме "Девственность" появился текст писателя Дмитрия Быкова?
- Дмитрий Быков — человек во всех смыслах больших форм. Несмотря на это его текст в фильме не мешает, а скорее помогает. Хотя, возможно, он несколько излишен. Скажу честно, сам Быков, когда я попросил его написать что-нибудь для фильма, спросил меня: "А зачем тебе текст?". Я же изначально хотел выпустить фильм в прокат и понимал, что для этого надо сделать "Девственность" более понятной.
Сейчас мы с Димой затеваем большой проект. По сравнению с ним — "Девственность" совсем не жесткое кино. Это будет картина о новом рабстве, надвигающемся на нас. Но сейчас я не могу найти в себе физических сил, чтобы продолжать работу. Это очень тяжелый материал, способный совершить переворот в сознании зрителя.
- Действительно ли Катя получила три тысячи долларов, как вы это показываете в фильме?
- Вы знаете, я делаю документальное кино. Если бы это была постановочная сцена, то тогда перед вами очень хороший режиссер и очень хорошая актриса. Катю теперь должны завалить предложениями режиссеры игрового кино.
- Ваш фильм — о национальном растлении?
- Вы правы. Я не понимаю, почему у государства существует жесткая позиция относительно алкоголя, табака и наркотиков — то есть оно защищает население от тлетворного бизнеса — и в тоже время нас заставляют смотреть то, что нас разлагает. У человека, готового к восприятию иных вещей, остается мало возможностей уйти от индустрии. Вот в прокат выходит фильм "Девственность". Шестью копиями. Подпольный прокат. Зритель, который хочет посмотреть картину, должен сначала отыскать на карте нашей родины города, в которых есть кинотеатры, в которых есть залы, в которых показывают "Девственность". Во дворце — ларец. В ларце — яйцо. А в яйце — иголка. Но я все равно очень рад этому событию. Надеюсь, что дальше будет больше.
- Какова реакция руководства телеканала "ТНТ" на выход вашего фильма?
- На нашем телевидении работают очень грамотные менеджеры. А руководство канала "ТНТ" — очень высокопрофессионально. Они попросили меня внести небольшие правки, аргументировав это дословно следующим образом: "Мы согласны с вашим видением, но не хотим, чтобы на основании этого фильма на нас подавали в суд". Но с правками картина пойдет только на телевидении, в прокат выйдет режиссерская версия.
- Ваша картина как-то повлияла на тех людей, которые делают "Дом 2"?
- Кино — не агитационный плакат. Оно не обладает его безаппеляционностью. Сейчас фильм выйдет в прокат, будет показан по телевизору, а что будет дальше — не известно. Вспомните, как воспринимался "Триумф воли" Лени Рифеншталь сразу после выхода картины, и как его воспринимают сегодня. Одно могу сказать точно: пока заявлений об уходе никто из работников канала "ТНТ" не написал.
Я сам работал на телевидении и знаю, как это происходит. Эти люди — они живут в совершенно ином измерении. Бокс-офисы, рейтинги — это отдельный космос. Этих людей словно отвязали от земли, и они улетели.
- В вашем фильме мелькает много брендов и названий марок. Это случайность?
- Я "джинсой" не занимаюсь. Хотя, может быть, и пора бы. Времена тяжелые, надо как-то выживать.
- Поясните, пожалуйста, финал картины: Барби "едет" на розовом автомобиле.
- Я не хочу давать надежды этим куклам.
- Что вы чувствуете, отдавая в прокат и на телевидение картину, в которой рассказываются непростые истории небезразличных вам людей?
- Профессия режиссера-документалиста — одна из самых аморальных. Вообще же, это вопрос, который не предполагает обсуждения через микрофон в присутствии большого количество людей.
- Вы продолжаете общаться с героями ваших картин?
- Да. У меня в телефоне сохранен номер Кати. Когда мы снимали ее историю, я провел с ней вместе двое суток. Двое суток постоянно диалога. Она всю свою жизнь прожила в одной комнате с матерью. И все равно, они почти не разговаривают о том, что их на самом деле волнует. В фильме есть сцена разговора с Катей в машине. Мы просидели там что-то около пяти часов. Мне всегда очень интересно общаться с людьми. Бывает, что я даже в свободное время читаю блоги незнакомых мне людей. Так я получаю какую-то энергию.
У меня есть идея вернуться к "Дому 2" через пару лет. Я снимал там одного героя, который сбежал с проекта. Я ездил к нему домой — в глухую деревню, где всего два дома. Его родителей и еще одного пьяницы. Его отец установил спутниковую "тарелку", чтобы постоянно видеть своего сына. Это абсолютно кафкианская история.
- То, о чем вы говорите, напоминает то немногое, что вы сказали о своем новом фильме. О новом рабстве.
- Конечно. Мы перестаем принадлежать себе. Наша интимная, частная жизнь оказывается не нашей. Мы исполняем чужие роли в чужом спектакле.
- В "Девственности" много излишних красивостей. Вы словно пытаетесь не дать зрителю заскучать. Это очень видно в эпизодах прощания Барби с бабушкой и разговора с Катей в машине на Воробьевых горах. В первом случае, вы рифмуете диалог с шоссе, по которому едут фуры. Во втором, разговор перемежается с кадрами свадьбы.
- Это абсолютно документальное кино. Я могу дать вам адрес бабушки Барби, и вы увидите, что из окна ее кухни видно то самое шоссе. Это деревня Выползово. Такова реальность. В этом и заключается моя режиссура. Я ищу символы, необходимые мне для правильной подачи сцены. Дорога — это символ. Свадьба на Воробьевых горах — это символ. Кино — это очень тонкая и интимная конструкция. Тут важно все — как ты выглядишь, как ты говоришь с человеком. Когда я искал оператора для "Девственности", то, в конце концов, остановился на женщине. Есть огромная разница между съемкой такого эпизода двумя мужчинами или мужчиной-режиссером и женщиной-оператором. Жизнь — это нюансы, а нюансы — это искусство.
— Ваш фильм — это диагноз современному обществу?
- В обществе происходят разные события. В Италии после войны многих мальчиков выставляли за дверь с тем, чтобы они приносили в дом деньги. Поэтому сейчас в стране так много пожилых гомосексуалистов. Поймите, это все временно.
Почему существует "Дом 2"? Потому что мы сидим перед телевизорами. Мы сами покупаем эту девственность.
Записал Кирилл Адибеков