Зельдину -94
Живой легендой отечественного театра можно без сомнений назвать народного артиста СССР Владимира Зельдина, который 10 февраля отмечает свой день рождения. Телеканал "Культура" с 9 по 12 февраля показывает цикл программ "Театральная летопись", в котором артист рассказывает о себе и своем творческом пути (начало в 19:55).
Десятки замечательных ролей, которые этот талантливый актер сделал неповторимыми и запоминающимися. Яркий темперамент, превосходное чувство ритма, пластичность, комедийная легкость, непринужденность. Зельдин успешно снимался в кино. "Свинарка и Пастух", "Сказание о земле сибирской", "Карнавальная ночь" — более 30 картин составляют фильмографию Владимира Зельдина. И все же театр для актера остается на первом месте. Кстати, в этом году Владимир Зельдин отмечает два юбилея — день рождения и 60 лет работы в родном Театре Российской армии.
Несмотря на почтенный возраст, Владимир Михайлович полон сил и творческих планов. И, конечно же, играет премьеры. В новом спектакле "Человек из Ламанчи", поставленном специально для него, актер как всегда великолепен.
Владимир Зельдин о себе: "Я родился в музыкальной семье, у меня отец дирижер, мать учительница. У меня три сестры и мы очень непросто жили. Мы иногда и голодали все, то есть не знали такой щедрой жизни или стола. Все более менее было, но иногда даже голодали, потому что заработки у отца и у матери были небольшие, а нас было четверо, нужно было содержать. Но вот такая семья. Я вырос, видел пример труда и моей матери, и моего отца.
Мне кажется, все зависит от семьи — не только школа, самое главное это семья. Вот где истоки, где должен закладываться фундамент человеческий. У нас в семье не было каких-то конфликтов, каких-то там ссор..."
От семьи действительно многое зависит. Музыкальная семья — музыкальный дети. Владимир Зельдин научился играть на скрипке, рояле и трубе. Творческое начало Владимира Михайловича проявилось в 12 лет, когда он едва не стал артистом... балета. Потом, правда, Владимира Зельдина привлекла карьера военного и он собрался поступать в военно-морское училище. Возможно, Большой театр потерял замечательного танцовщика, а военный флот — хорошего адмирала, но вряд ли кто-то сожалеет, что зрители нашей страны приобрели любимого актера — Владимира Зельдина.
Владимир Зельдин: "Работаю в Театре Российской Армии, начинал работать в Театре Красной Армии, потом Советской армии, а ныне театр Российской Армии. Я в этом театре более 50 лет. Я никогда ему не изменял, хотя меня приглашали в Малый театр, Театр Вахтангова, но я остался в своем. Может быть потому, что для меня армия является святая святых. Я был уже с 14 лет в высшей пограничной школе, где я играл в музыкантской команде на трубе. Потом я хотел поступить в военно- морское училище, но меня не взяли из-за зрения.
Сложилось так, что я очутился в театральной студии им.МГСПС, ныне это Театр Моссовета. Этот театр родил социального, можно сказать современного героя. По окончании служил в нем около 3 лет- получил хорошее воспитание и навыки актерского мастерства. Эта школа имела огромное значение в мое дальнейшем пути. Она научила меня идти к своей цели, не расталкивая никого. Такой режиссер, Леха Анохин, который уже ушел из жизни, говорил, что в театре существуют 4 категории актеров: хорошие, талантливые, полезные и вредные. Вредные — это люди случайно попавшие в театр. Они стараются занять определенное положение, хотя у них к этому нет призвания. И существуют они только путем интриг и т.д. Но это не всегда им удается, хотя нормальную творческую атмосферу они портят.
Сейчас очень большие труппы — 100 человек. Это совершенно не путно, так как в активной творческой жизни участвует только половина. Актер, как музыкант — долго не играет, теряется навык, нет практики, все не то...
Что касается меня, то мне кажется, что счастье заключается в том, чтобы ощущать жизнь, что бы тебе было все интересно, какие бы позитивные или негативные события не происходили — все должно касаться тебя. Я к этому отношусь с какой-то обостренностью ощущений. Взять хотя бы трагедию с "Курском" или теракт на Пушкинской площади. Или, например, руководитель Большого театра Владимир Васильев, узнает по радио, что эта должность директора и художественного руководителя ликвидируется... Нельзя, нельзя так поступать с художником, потому что мы очень ранимы и чувствительны, потому что наш инструмент — это наше сердце, наш темперамент, наши эмоции, у нас ничего не может пройти без ран. Поэтому я очень глубоко переживал".
Конечно, хочется пожелать, чтобы Владимиру Зельдину выпадали только приятные переживания. К сожалению, так не бывает. Но к счастью, поводы для радости все же есть — в свой дважды юбилейный год Владимир Михайлович Зельдин выходит на сцену родного театра в новой роли. Вот как о своем Дон Кихоте отозвался Владимир Зельдин: "Мой герой говорит: "Вдохни полной грудью живительный воздух жизни и подумай над тем, как прожить ее дальше. Ничего не считай своим, кроме своей души. Гордись не тем, что ты есть, а тем, чем ты хочешь и можешь стать". Разве это не прекрасно?"