Как берлинская публика встретит русское кино?
"Мне кажется, сейчас интересны фильмы-свидетельства: как живут и выживают люди в разных концах света, в чем находят смысл существования, от чего готовы отказаться, за что борются бескомпромиссно. Мы хотели, чтобы фильмы Berlinale-2009 рассказали именно об этом и в то же время представили зрителям разные стили и киноязыки..." — говорит директор фестиваля Дитер Косслик.
Открывается Berlinale фильмом Тома Тыквера (автор знаменитых "Беги, Лола, беги", "Парфюмера") "Интернационал". Это внушительный результат американо-немецкого производства, в котором события разворачиваются с помпой масштабного интеллектуального боевика: агент Интерпола и нью-йоркский адвокат борются с интригами одного из самых могущественных банков мира, а заодно и со своими душевными проблемами.
Возглавляет главное жюри британская актриса Тильда Свинтон. "...Я рад, что командовать в жюри будет человек, чей новаторский вклад в современный кинопроцесс неоценим..." — сказал об этом решении Косслик. Больше двадцати лет назад именно на Berlinale была показана картина Дерека Джармена "Караваджо" — и сыгравшая там одну из главных ролей Тильда Свинтон стала "иконой" независимого кино. В прошлом году на фестивале она показывала свой документальный фильм о Джармене — самом провокативном режиссере 1980-х.
За вклад в киноискусство в Берлине будут чествовать Клода Шаброля, мэтра европейского кино — мастера психологического триллера, умеющего даже дуновением ветра все сказать о том, что и зачем беспокоит жителей конкретного города в конкретный год. Также специальная награда будет вручена композитору Морису Жару, по звукам которого зрители идентифицируют десятки фильмов — их снимали Альфред Хичкок, Лукино Висконти, Питер Уир.
В берлинском главном конкурсе участвуют двадцать шесть фильмов. Как обычно, это работы классиков — зрители увидят фильмы Стивена Фрирза, Бертрана Тавернье, Анджея Вайды, Тео Ангелопулоса, Чена Кайге — и совершенно новых режиссеров, в поисках которых странствовали по свету отборщики фестиваля. Помимо традиционных стран-участниц — главных европейских кинодержав, Великобритании, США — в конкурсе будут фильмы из Перу, Уругвая, Румынии, Аргентины.
Российское кино будет представлено в программах, которые идут вслед за главным конкурсом. В "Панораме", которая приглашает фильмы, где ярко и радикально представляется актуальная социальная проблематика, будет участвовать картина Павла Бардина "Россия 88". В "Форуме", ориентированном на стилевые открытия, будет показана "Сумасшедшая помощь" Бориса Хлебникова. Полагаю, оба фильма — один о столичных фашиствующих молодчиках, другой — о наивном гастарбайтере, встретившем в Москве сумасшедшего инженера, — могут порядком напугать берлинскую аудиторию.
В предыдущем своем фильме — в "Свободном плавании" (артхаус линия "Кино без границ") — Хлебников был настроен по отношению к нашему населению с сентиментальным сарказмом, абсурд сюжета был мягок и построен на литературной игре. Новый же фильм оказывается "черной" драмой с примесью абсурда зловещего. Деревенский сибарит (такое вот странное сочетание — и работяга, и любитель неторопливо покайфовать с тарелкой борща) практически молниеносно оказывается в городе жертвой бандитов. И остается без телефона потенциального работодателя, без кошелька и даже без ботинок. Подбирает его с улицы бывший заводской инженер, а ныне тихий — но лишь на первый взгляд — шизофреник, чье желание обустроить мировую логику ведет к агрессии и, соответственно, к бедам. В паре персонажи виртуозно демонстрируют моральную апатию как актуальную национальную проблему. В попытках провести границу между добром и злом, честью и бесчестием, милосердием и жестокостью они способны вести себя только как клоуны — невеселые и зловредные.
Много лет на фестивале поговаривали, что российское кино крайне вяло реагирует на социальные проблемы своего общества, и именно поэтому его и не приглашали на Berlinale. Можно ли считать эти новые фильмы прорывом? Думаю, в определенном смысле — да.