Турецкий киномарш

39-й кинофестиваль в Роттердаме завершился победой фильмов режиссеров-дебютантов из Турции, Ирана и Южной Кореи, каждому из которых жюри присудило по "Тигровой награде".

Роттердам давно стал Меккой авторского кино, хотя чем выше становятся амбиции фестиваля, тем труднее ему самому им соответствовать. Когда-то здесь вообще не было конкурса, зато каждый приглашенный сюда режиссер видел свой фотопортрет на уличном панно перед фестивальным центром и чувствовал к себе индивидуальное внимание. Сегодня портреты этих бывших молодых вывешены как иконы в кинотеатре "Пате" — юные Вим Вендерс, Джим Джармуш, Райнер Вернер Фассбиндер, Отар Иоселиани, Александр Сокуров и самый старый из них, сейчас уже столетний Мануэль де Оливейра.

А сегодняшний фестиваль стремится открыть имена режиссеров будущего, которые соревнуются за три "Тигровые награды". Стремление собрать в конкурсе международные и мировые премьеры амбициозно и по-своему похвально, но иногда ведет к компромиссам: все фестивали охотятся за новыми именами, а Фассбиндеры и Сокуровы появляются не каждый день. Но кандидатов на эту роль не убывает.

Один из них — британец Саймон Эллис — так и уехал ни с чем, хотя его фильм "Секс в машинах: любовная история" был самым популярным по числу запросов в фестивальной видеотеке. Больше повезло индонезийцу Эдвину с картиной "Слепая свинья, которая хочет летать", получившей приз международной критики ФИПРЕССИ. Ее тема — расовое и межэтническое напряжение — решена в серии экранных скетчей с юмором, который не дает забыть о драматизме самоощущения этнических китайцев, чья культурная идентичность в Индонезии подвергается сомнению.

Три фильма-победителя не похожи друг на друга. "Успокойся и посчитай до семи" иранца Рамтина Лавафипура погружает в атмосферу рыбацкой деревни, традиционный быт которой быстро разрушается под давлением наступающего консюмеризма. Корейская гангстерская драма "На последнем дыхании" строится на автобиографическом материале, который режиссер Йан Ик Джун подает с редкой откровенностью. А турецкая лента "Неправильные четки" Махмута Фазила Коскуна отличается предельно деликатным подходом к острой теме религиозного противостояния.

В этом последнем фильме разыгрывается история робкой любви между молодым муэдзином и его соседкой по дому, католической монашкой. Дело происходит на фоне анонимного существования, которое навязывает своим обитателям мультикультурный мегаполис Стамбул. Здесь ничто не запрещено, но никому нет дела до другого. И только две одинокие души, разделенные традицией, судьбой, воспитанием, тянутся друг к другу, так и не решаясь в этом признаться даже себе. Кульминацией сюжета становится сцена, когда муэдзин во время молитвы начинает перебирать четки с крестом, которые случайно попали к нему от соседки. Ничего страшного не происходит, но взгляд, брошенный на него другим служителем мечети, красноречивее слов говорит о барьерах, поставленных между людьми. Фильм напоминает "Любовное настроение" Вонга Карвая своим целомудрием и эмоциональным томлением: минуя нехитрый сюжет, они наполняют изобразительный и музыкальный ряд.

В этом году Турция в Роттердаме заслужила отдельное внимание как актуальная территория на кинематографической карте. "Молодое турецкое кино" (так названа специальная секция фестиваля) выступает сегодня как феномен витальности и современного стиля. Еще несколько лет назад киноманы знали имя лишь одного режиссера из этой страны — Нури Бильге Джейлана, которого называют "турецким Тарковским". А этот год на главных фестивалях мира можно смело назвать турецким. "Три обезьяны" (артхаус линия "Кино без границ") Джейлана награждены в Канне призом за режиссуру. "Ящик Пандоры" турчанки Йесим Устаглу победил в Локарно, "Молоко" Семиха Капланоглу участвовало в венецианском конкурсе. К ним можно добавить социальную драму "Лай черных собак", сорежиссерами которой выступили Мехмет Бахадир Ер и украинка Марина Горбач. Неожиданный дуэт, из-под рук которого вышло социально заостренное кино с элементами индийской мелодрамы и американского нуара. Фильмы, представленные новым поколением турецких режиссеров, тем и интересны, что представляют собой культурный микс. Их герои еще не решили для себя простые материальные проблемы, характерные для молодых обществ, а на них уже наступают ересь экзистенциализма и другие прелести усталой европейской культуры.



Сайт управляется системой uCoz