В Лувр пришли комиксы

Пожилая дама зашла в затемненный зал, а когда присмотрелась к вывешенным на стенах рисункам под стеклом — лишь они были освещены точечными лампами — рассмеялась и направилась к выходу. Остальные посетители, в основном подростки и ребята постарше, внимательно рассматривали экспонаты, изредка перешептываясь и делая пометки в блокнотах.

Место действия — Лувр, зал временных экспозиций на антресольном этаже музейного крыла Сюлли. До Венеры Милосской вверх по лестнице метров 50, а от нее не так уж далеко и до Джоконды. Именно здесь открылась первая в истории музея выставка комиксов. Она называется "Малый рисунок — Лувр приглашает комиксы".

К совместному с издательством "Фютюрополис" проекту музей привлек пять известных художников из разных стран, каждый из которых еще три года назад обязался создать альбом комиксов, посвященный Лувру. И создали. Француз Николя де Кресси назвал свой альбом "Ледниковый период". Сюжет таков: в далеком и, судя по всему, не очень радостном будущем после нового нашествия льдов на планету группа ученых в сопровождении собак, смахивающих на хряков и обладающих особым "археологическим" нюхом, отправляется на поиски утраченных цивилизаций. Под многометровой, ледяной толщей они находят Лувр, о котором ничего не знают, а вместе с ним бесценные сокровища.

В комиксе бельгийца Бернара Ислера "Небо над Лувром" рассказывается история портрета, который никогда не был написан художником Давидом. Тогда заказ поступил от трибуна французской революции Робеспьера. Его должны были выставить в день открытия Лувра в качестве первого доступного для всех Национального музея Франции, но судьба распорядилась иначе...

В проекте также участвует знаменитый японец Хирохико Араки. У себя на родине он считается некоронованным королем комиксов "манга" — они там выпускаются миллионными тиражами. Хотя работа "Рохан в Лувре" (Рохан — любимый герой японца. — В.П.) еще не завершена, он прислал в Париж несколько десятков рисунков.



Почему Лувр решил подружиться с комиксами, которые многие считают не очень серьезным творчеством? Этот вопрос я задал организатору выставки Фабрису Дюару.

Фабрис Дюар: Сразу оговоримся: у нас не было цели устраивать выставку, посвященную комиксам, как явлению изобразительного искусства. Наша цель была иной.

Мы решили попытаться сблизить два мира, которые ранее не соприкасались друг с другом, — музеев и комиксов, а благодаря этому обратить внимание почитателей веселых, а часто и не очень, картинок на предметы искусства, хранящихся, в частности, у нас. С другой стороны, мы хотели показать любителям старины, обычным посетителям, что есть немало современных талантливых художников, которые создали особый мир — необычный и увлекательный. Не зря же миллионы людей, особенно подростков и молодежь, от них не оторвать. Когда четыре из пяти книг были готовы, директор Лувра Анри Луаретт предложил показать их в стенах музея.

И все-таки, мне кажется, в этом проекте есть элемент провокации, эпатажа. Ведь комиксы оказались под одной крышей рядом с Леонардо да Винчи и Рембрандтом...

Дюар: Я отношусь к такому соседству спокойно. Не будем забывать, что Лувр не раз принимал в своих залах современных художников. Вспомним хотя бы Жоржа Брака, который в 1953 году расписал плафон в зале этрусков. Совсем недавний пример — смелые инсталляции и видеоработы бельгийца Яна Фабра летом прошлого года в залах фламандцев рядом с полотнами Рубенса, Ван Эйка. Некоторых они шокировали, у других наоборот разжигали интерес.

А как же быть с уставом Лувра, который не разрешает выставлять в музее произведения, созданные после 1848 года? На нарушение идете?

Дюар: Ни в коем случае. Даже все работы Яна Фабра были своего рода откликом на творения великих фламандских мастеров, выставленных в Лувре. А в нашем уставе записано, что "современников" можно приглашать, если их работы связаны с музеем. Кстати, наши комиксы — тот же самый случай. Более того, не будем забывать, что создатели комиксов — прекрасные рисовальщики, каковыми были в свое время и Леонардо, и Энгр, и Делакруа. Одна и та же профессия, только создатели комиксов работают в наше время.

Как вы полагаете, комиксы — новый вид искусства?

Дюар: Несомненно. Фотография — восьмой по счету, а комиксы — девятый. Вспомните, ведь в начале ХХ века и кино за искусство не принимали. Считали балаганным аттракционом и называли "движущимися картинками".

Кто сейчас рискнет поставить под вопрос высокий статус кинемато графа? Если же углубиться в историю, то мы увидим, что и художников Возрождения поначалу за творцов не признавали: они были приписаны к цеху аптекарей по той причине, что растирали краски, занимались "низким" делом. Так что Леонардо и его коллегам пришлось биться за то, чтобы живопись была признана в качестве искусства. Сегодня пришла очередь комиксов.



Сайт управляется системой uCoz