Приемный птенец "Золотого орла"
В первом павильоне киностудии "Мосфильм" прошла 7-я церемония вручения премии национальной академии кинематографических искусств и наук России "Золотой орел". Вопреки всеобщей уверенности, что лучшим фильмом 2008 года станет исторический блокбастер "Адмиралъ", в главной номинации победило "Дикое поле" Михаила Калатозишвили.
"Золотой орел", возможно, самая предсказуемая из существующих в России кинопремий — на "Нике" и на "Золотом овне" тоже нечасто складывается по-настоящему волнующая интрига, однако "Золотой орел" все семь лет своего существования демонстрировал повышенную плавность полета. При взгляде на список номинантов в категории "Самый лучший фильм" почти со стопроцентной вероятностью можно было определить, кто победит, а у кого мало шансов стать главным государственным фильмом года в силу недостаточной грандиозности размаха, недостаточной духовности или недостаточно безоблачных отношений с основателем премии Никитой Михалковым. Так, совершенно закономерным образом в прошлом году на "Золотом орле" победил фильм "12", в позапрошлом — "Остров", три года назад — "9 рота", при этом прослеживалась тенденция, что картина, выдвинутая в наибольшем количестве номинаций, скорей всего, получит и главного "Орла".
Поэтому следить за развитием событий и на 7-й церемонии было не слишком интересно с самого начала, когда ведущие Леонид Ярмольник и Мария Шукшина подчеркнули, что "Адмиралъ" Андрея Кравчука выдвинут в семи номинациях. К тому же каждое упоминание "Адмирала" вызывало некое повышение хлопательной активности в зале: остальным претендентам аплодировали вежливо, а "адмиральским" номинациям с некоей дополнительной радостью узнавания, так что складывалось полное впечатление, что киноакадемикам фильм про Колчака милее прочих. Да и какие, собственно, у него могли быть конкуренты: картина Валерии Гай Германики "Все умрут, а я останусь" явно попала в основную номинацию ради плюрализма и стремления показать, что "Золотой орел" не такая старческая премия, как "Оскар", на который он стремится походить, а вполне даже чуткая к новейшим молодежным веяниям. "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего — качественный арт-хаус, но на нем лежит легкая тень натянутых отношений между Никитой Михалковым и Алексеем Германом-старшим. "Исчезнувшая империя" Карена Шахназарова хоть и снята директором "Мосфильма", любезно предоставляющего свои павильоны для церемоний, но недостаточно эпохальна (она, впрочем, была награждена "Золотым орлом" за режиссуру).
"Дикое поле" уже собрало какое-то количество призов российских и международных фестивалей, но в концепции "Золотого орла" как статусной кинопремии, назначающей главный всероссийский суперфильм года, лишенная пафоса и претензий картина Михаила Калатозишвили смотрится недостаточно внушительно и несколько маргинально. Так что неудивительно, что режиссер на церемонию не пришел, а от звонков знакомых, поздравлявших его с победой, сначала недоверчиво отмахивался, подозревая, что его разыгрывают.