История лиц от автора "Истории секса"
Комитет по культуре Москвы
Музей "Московский дом фотографии"
представляют
Андрес Серрано "Ретроспектива"
в цокольном этаже ЦВЗ "Манеж"
по адресу: Манежная пл., д. 1
Андрес Серрано (род. в 1950 году в Нью-Йорке) — один из крупнейших современных художников Америки, работающих с фотографией как основным медиумом. Его можно назвать первооткрывателем многих ключевых для искусства последних двух десятилетий тем и стратегий, впоследствии детально разрабатывавшихся как в кругу Young British Artists, прежде всего Дэмианом Херстом, так и в московской художественной среде 1990-х годов. Телесность и смерть, видимое и сокровенное, сакральное и профанное, религия и секс, социальные табу и провокация — такова лишь примерная область его исследований. Однако скандал, связанный с работой "Piss Christ" (1987), принес Серрано репутацию оголтелого радикала, ниспровергателя устоев, что значительно сузило и даже исказило восприятие его работ. Первая в России ретроспектива представляет творчество Андреса Серрано на протяжении двадцати лет, от самых ранних произведений середины 1980-х годов до последнего проекта "Россия".
"Я хочу видеть, как выглядят идеи", — объяснял Андрес Серрано в одном из интервью: прямая постановочная фотография стала для него главным средством их визуализации. Получив художественное образование во второй половине 1960-х, в эпоху триумфа американского поп-арта, Серрано практически не участвовал в арт-процессе в 1970-е, во время расцвета концептуализма, и, может быть, поэтому его искусство оказалось ориентировано не столько на слово (хотя на уровне названий работ он не чужд языковых игр), сколько на образ. В самой стилистике его фотографий 1980-х годов как бы законсервировалось нечто поп-артовское: большой формат, интенсивный цвет, объективный, буквалистский взгляд на изображаемое. При этом изображается обыкновенно некое сюрреалистическое видение, отсылающее не то к американской фантастической традиции, от Эдгара По до Дэвида Линча, не то к мистическим откровениям живописцев итальянского барокко. В произведениях Серрано всегда есть зазор между абсолютной прямотой, объективностью, даже натуралистичностью репрезентации и сюрреалистической двойственностью, недосказанностью, ощущением невидимой тайны, спрятанной за видимым образом. Его искусство сознательно ускользает от однозначных интерпретаций.
Уже в первых работах середины 1980-х Андрес Серрано начал разрабатывать сюжеты традиционной религиозной иконографии, игриво балансируя на грани между католическим китчем и католической чувственностью. В провокационных перифразах канонических образов ("Толпа" с куриными лапами, тянущимися к распятию, "Пьета" с Богоматерью, прижимающей к груди огромную рыбу, или "Голова коровы" с водруженной на пьедестал отрубленной коровьей головой) использовался тот же эффект почти физиологического воздействия на зрителя, на котором нередко спекулирует барочная живопись или скульптура в сценах мученичеств святых.
Католическая тема косвенно развивается затем в серии "Bodily Fluids" 1987 года (название можно перевести и как "Телесные соки", и как "Материальные флюиды"), состоящей из макрофотографий "телесных соков", крови, мочи, спермы, которые разогнаны до огромных размеров и напоминают минималистские абстракции. Рассматривая составные элементы человеческого тела в максимальном, как под микроскопом, увеличении, художник словно бы ищет в физическом следы присутствия метафизического, в телесном — духовного. С этим интересом к мифологии "телесных соков" был связан и следующий цикл Серрано "Immersions" (в названии игра слов — это и "погружения", и "крещения"), где мертвые статуи, от слепков классических антиков до штампованных настенных распятий, погружались в "живую воду" (мочу или кровь), посредством чего символически одушевлялись и оптически оживлялись. В этот цикл как раз и входила работа "Piss Christ" (фотография распятия, погруженного в мочу), вызвавшая в Америке чудовищный скандал, после того как была показана в 1988-1989 годах на передвижной выставке, профинансированной Национальным обществом поощрения художеств. Не меньшие нарекания вызвала впоследствии и серия "A History of Sex", где откровенные сексуальные сцены изображались наподобие мистических экстазов Лоренцо Бернини. Радикальные высказывания художника, получившего традиционное католическое воспитание и работающего в рамках барочного католического понимания телесности, где истерзанная и усмиренная плоть является зримой манифестацией триумфа духа над смертью, были тогда восприняты как осквернение святынь и оскорбление традиционных ценностей, хотя провокация никогда не являлась самоцелью Серрано. Включенность в барочный дискурс была вообще характерна для нью-йоркского искусства 1980-х годов. Но если для Роберта Мэпплторпа переживание барокко было скорее эстетическим, а для Джеффа Кунса — ироническим, как некоей образной системы, выродившейся в китч, то Андресу Серрано удалось актуализировать его в интеллектуально-теологическом аспекте.
Поиск духовного в плотском, живого в мертвом, нетленного в бренном продолжается и в работах начала 1990-х. На выставке в Доме фотографии представлены две ключевые серии этих лет: "Объекты желания" (1992) — огромные, поп-артистские по духу фотографии наставленных на зрителя в упор, угрожающих и вместе с тем почти эротически соблазнительных смертоносных дул — и самый известный цикл Андреса Серрано "Морг" (1992). Шокирующие и вместе с тем возвышенно прекрасные фотографии мертвых тел с синяками, потеками крови, хирургическими надрезами, проступающими трупными пятнами, данных крупным планом, напоминают живопись караваджистов, где отверстые раны Христа и апостолов написаны с таким же откровенным натурализмом. Художник каталогизирует разные случаи смерти (название каждого снимка — причина смерти) не для того, чтобы составить очередной трактат на тему memento mori, но чтобы, разглядывая смерть вплотную, увидеть за мертвыми останками обещание жизни вечной. Недаром один из снимков серии "Морг" был использован для обложки очередного издания Нового Завета.
После 11 сентября Андрес Серрано начал работать над проектом "Америка" — портретной галереей, составленной как из образов знаменитостей, растиражированных медиамиром, так и из образов "простых американцев", причем различия между ними так нивелированы, что индивидуальное опускается до уровня типического, а типическое приподымается до уровня индивидуального. Знаменитости (Йоко Оно, Би Би Кинг, Артур Миллер) становятся типажами, тогда как социальные типы (домохозяйка, священник, безработный) наделяются чертами "лица с обложки". И в этом цикле, сделанном с изрядной долей иронии по поводу пафоса всех уравнивающей американской демократии, есть то же настойчивое желание увидеть за социальной или медийной маской подлинное лицо, что и в любой работе Андреса Серрано, ищущего за поверхностями видимого (отсюда такое внимание к фактуре предмета) его истинную сущность. Завершает ретроспективу художника проект "Россия", сделанный в Москве по заказу Дома фотографии — в пару к "Америке" и по тому же принципу