Мастер-класс Вибеке Винделов

В сентябре 2008 года на фестивале "Меридианы Тихого" во Владивостоке Вибеке Винделов была председателем международного жюри. В перерыве между работой она нашла время провести мастер-класс с участниками Кампуса. Мы приводим выбранные места из состоявшейся тогда беседы.

"Кинопроизводство всегда было мне невероятно интересно, и я была настолько погружена в него, что в какой-то момент поняла необходимость перерыва — нужно было осознать и оценить сделанное. Я уже устала от создания фильмов за тридцать лет и подумала: иногда вы обретаете свой новый взгляд на жизнь и убеждаетесь, что все эти замечательные актеры, режиссеры, кинематографисты жутко испорчены. Должно быть собственное видение, что является более важным — просто создавать фильмы или помочь миру. Я работала в разных программах: учредила фонды для безработных актеров, создала для них виртуальную биржу труда. И это именно то, чем мне предстоит заниматься в ближайшие несколько месяцев.

Продюсирование же для меня наиболее интересно. Я помню киноиндустрию, когда она была еще далека от современного своего состояния. Сначала я работала в качестве линейного продюсера, но мне повезло встретить несколько по-настоящему интересных режиссеров. Через два года состоялось мое знакомство с Ларсом фон Триером. Он прекрасный режиссер. Фильмы, над которыми он работает, со временем становятся все сложнее и длиннее, что создает дополнительные проблемы при поиске финансирования. Но, должна признаться, что решения такого рода трудностей весьма увлекательны для меня. Ведь если вы не любите сложности, то вам и не стоит становиться продюсером, так как эта профессия не из легких. Никто никогда не придет к вам и не даст много денег, не попросит снять тот или иной фильм. Чем опытнее режиссер и интереснее проект, тем сложнее найти финансирование.

Одна из самых важных вещей во взаимоотношениях режиссера и продюсера — это глубокое доверие. Быть продюсером значит посвящать своему режиссеру большинство своего времени, чтобы быть уверенным, что твоя работа дает результат. Зачастую режиссеры очень непростые люди, им необходимо оказывать помощь, моральную поддержку, защищать их личное пространство. Если продюсер не ценит работу режиссера, то невозможно говорить о доверии. Но когда вы идете на встречу с инвестором, лучше не брать с собой режиссера, даже если с ним хотят встретиться. Я это поняла, когда начала работать с Ларсом. Когда режиссера нет с вами, вы всегда можете приукрасить его достоинства, сказать, что он гений и, несомненно, может снять этот фильм. Вы можете обсуждать его взаимоотношения с актерами, вы вольны создавать вокруг него мифы. Но если режиссер пришел на встречу, то очень возможно, что он сделает что-то неуместное, ответит на вопрос не так, как следовало бы. И тогда никакая похвала ему не поможет. Гораздо лучше организовывать с режиссером такие встречи, на которых обсуждаются сугубо творческие вопросы.

Режиссеры — большие индивидуалисты, и работа с несколькими сразу возможна только в том случае, когда у них сложились братские отношения. Я работала с Сюзанной Биер (автор картин "Открытые сердца", "Братья", "После свадьбы", "То, что мы потеряли" и другие — Прим. ред.). Она очень хороший режиссер, но в гораздо большей степени ориентирована на коммерческое кино, чем Ларс. В том числе поэтому, работая с ними параллельно, я спровоцировала конфликт. Поэтому если режиссеры не образуют группу, единое целое, то лучше их не совмещать.

На Ларса фон Триера критика оказывает скорее опосредованное влияние. Он очень терпимый человек, иногда даже слишком: например, когда он снимал актеров, которые работали с ним двадцать лет назад и давно уже вышли из предлагаемых ролей. Бывают случаи, когда чувствуешь необходимость поговорить с режиссером, высказать свою точку зрения. Работая с Сюзанной Биер, я была глубже вовлечена в сценарий, поскольку у нее гораздо больше коммерческих проектов. Но с Ларсом это намного сложнее, чем со многими, так как зачастую его идеи не выражаются напрямую в сценарии, а лишь в самом фильме. Фон Триер не часто импровизирует на съемочной площадке, почти никогда не отклоняется от сценария. Могут меняться лишь подходы к нему, стилистика работы. К тому же многое зависит от актеров. Бьорк, когда Ларс говорил, что сцену необходимо переснять, просто выключалась из работы, и ее было очень трудно вернуть в нужное русло.
Сами датчане предпочитают ранние работы Ларса — "Рассекая волны" и "Танцующая в темноте". Хотя в самом начале творческого пути Триер снимал арт-хаусные фильмы, которые мало кому известны. Потом он снял телесериал The Kingdom, который и сделал его действительно знаменитым. Когда этот сериал шел по телевизору, улицы Дании пустели. Затем последовали "Рассекая волны" и "Танцующая в темноте", ставшие не менее популярными. Сейчас зрители устали от его прежних мотивов, от его мировидения. Поэтому последний фильм, "Самый главный босс", был в Дании принят не слишком благосклонно. Триер слишком ориентируется на свое раннее творчество, и сейчас очень важно уйти от собственных традиций, освободиться от них. Ларс определенно находится сейчас не на творческом пике. Строить планы о возможном продолжении американской трилогии (в настоящий момент вышли две ее части: картины "Догвилль" и "Мандерлай" — Прим. ред.) рано, сейчас главным является вопрос выживания, в том числе и творческого. Но он продолжает работать после прошлогодней затяжной депрессии, и новая картина может получиться очень интересной. Это будет психологический триллер. И он действительно хочет сделать это кино.

В семидесятые годы в Дании были режиссеры, которые снимали фильмы, но они никого не интересовали, ими восхищались от силы несколько друзей режиссера. Только из-за ставки на актеров они добивались государственного финансирования. За последние пятнадцать лет датская киношкола сумела построить мост между режиссерами и продюсерами. Сейчас существует тенденция снимать арт-хаус и делать по-настоящему хорошие фильмы, принимая во внимание аудиторию. История, которую вы хотите рассказать, должна быть интересна кому-то еще, кроме вас, потому что вам нужно будет найти финансирование. В Дании режиссеры часто пишут сценарии сами, но сейчас нормально иметь сценариста, с которым ведется совместная работа. В начале работы над картиной "Рассекая волны" сценарий писал близкий друг Ларса, и из этого ничего не вышло. Затем мы передали проект другому сценаристу, и он вдохновил Ларса на работу. Проблема состоит в том, чтобы найти стоящего сценариста, который будет тратить свое время и писать для кого-то. И лучше, если он это будет делать в тесном сотрудничестве с режиссером. Зачастую при первом прочтении мне сценарий кажется ужасным, но с каждой перепиской он становится все лучше и лучше. И я поняла, что просто необходимо, чтобы каждый отвечал за свою сферу: сценарист за текст, режиссер за съемку. К тому же тенденция вкладывать деньги в проект под режиссера явно пошла на убыль, сейчас важно, чтобы история была интересной. Если же режиссер и продюсер неожиданно получают поддержку государства, то приходится держать планку. При запуске следующего проекта вы получите финансирование только в том случае, если предыдущий фильм оказался успешным. При разработке рекламной компании я обращаюсь за помощью и к режиссеру, у него обычно есть определенные идеи. Еще лет пятнадцать-двадцать назад и все рекламные материалы, и трейлер делал режиссер. Сейчас коммерческая сторона гораздо весомее, и поэтому чаще обращаются к специалистам, например, монтажерам трейлеров. У них есть определенная дистанция с фильмом. Когда вы внутри проекта, вы не можете оценивать его объективно. Мой опыт доказывает, что здесь лучше всего работать с человеком, не имеющим отношения к съемкам и монтажу самого фильма.

Очень важное условие популярности проекта — актуальность. Фильмы, отдаленные от реальности, в Дании не имели успеха. А те, которые снимались на улицах страны, в которых были задействованы известные актеры, хоть и были малобюджетными, но оказались вполне интересными зрителю. Для нас это были картины, на которых мы получали опыт, изучали своего рода рецепты успеха. То же самое сейчас происходит в российском кино. Это вовсе не значит, что необходимо снимать блокбастеры, чтобы повторить коммерческий успех американских фильмов. Это невозможно, хотя попытки были. Такие фильмы финансировались в основном немцами, главные роли исполняли американские актеры. Эти картины вызвали небольшой положительный резонанс, но были не очень хороши. Для того, чтобы снять американский фильм, нужно ехать в Америку, и снимать там.

В Дании сейчас существует весьма эффективная система организации альянсов режиссеров и кинематографистов. Еще во время обучения в киношколе происходит объединение, и обычно они выпускаются уже сложившимися парами режиссер-продюсер. Я думаю, это очень помогает в работе, так как чем лучше они узнают друг друга, тем легче продюсеру продвигать режиссера.

К сожалению, для создания совместных проектов Дания не самая удачная страна, в отличие от Франции, например. Дания может быть неплохой страной для съемок в том случае, если вы являетесь членом EuroImage, особенно, если фильм телевизионный. Когда же едешь во Францию, население которой в десять раз больше, чем в Дании, можешь рассчитывать на то, что получишь от проката гораздо больше денег. А в совместном продюсировании деньги играют ключевую роль. Без Франции, например, трудно представить существование фильмов Ларса. В Дании имеет смысл снимать только тогда, когда необходимо какое-то конкретное место, Эльсинор или нечто подобное. Голландия тоже неплохая страна для сотрудничества. Но если в Германии или Швейцарии ваш проект понравится, то есть реальный шанс получить финансирование и не быть ограниченным в выборе актеров. Большинство своих фильмов я снимала именно в Швейцарии.

Конечно, для того, чтобы картину знали за рубежом, она должна побывать на международных фестивалях. А если фильм становится номинантом или даже призером, то очень велик шанс, что ее заметят прокатчики. У нас в Дании есть несколько арт-хаусных компаний, которые закупают иностранные фильмы, если считают их талантливыми. Я, к сожалению, за неимением свободного времени, не имею представления о русском кино последних лет".



Сайт управляется системой uCoz