"Как мы сделали искусство 2000-ых"
"Как мы сделали искусство 2000-ых". Так называется выставка, которая откроется в Художественном музее Барнаула 29 января 2009 года. Эта выставка самого скандально известного в России художественного объединения "Синие носы" (художники Вячеслав Мизин (Новосибирск) и Александр Шабуров (Екатеринбург)). Нередко в акциях "Синих носов" участвуют еще два новосибирца Константин Сконтников и Дмитрий Булныгин.
Главный жанр "Синих носов" — некая акция, выходка юмористического плана, скетч или гэг, исполняемые самими художниками перед фото и видеокамерой и их "выходки" оказываются повсеместно востребованными, поскольку созвучны не только российским умонастроениям, но и общему "духу времени".
26 января художники приедут в Барнаул, чтобы сделать экспозицию, 29 января будут присутствовать на открытие выставки. В период работы выставки (с 29 января по 29 февраля), выберут день и прочитают лекцию о проблемах современного актуального искусства.
Наталья Царева,
начальник отдела отечественного искусства XX-XXI веков Художественного музея Алтайского края:
Ведется множество споров вокруг актуального искусства, и когда мы задумывали эту выставку, то решили обратиться именно к "Синим носам". Если и показывать актуальное современное искусство, то непременно самое лучшее. Мы сами обратились к авторам, и в своем плотном графике, они нашли время для Барнаула. Радостно, что Барнаул увидит работы таких авторов живьем, а не по Интернету. Я слежу за творчеством "Синих носов", и оно мне очень нравятся. Даже больше, я люблю "Синих носов", за злободневность, актуальность и смелость работ.
Тамара Степанская,
доктор искусствоведения, профессор, член "Союза художников России", зав. кафедрой "История отечественного и зарубежного искусства" АлтГУ:
"Синие носы" — это массовая культура, из того же разряда как "Аншлаг", Петросян и "Городок", где люди развлекают сами себя. Искусство — это обращение к человеку: есть, художник — есть зритель, для художника важен диалог, с тем, кто его созерцает. Художественное произведение — это ответ на вопросы: что, как, зачем и о чем? О чем хотел сказать художник, что болит у автора? А в случае с актуальным искусством — это монолог. Авторам не важно, понял ли их зритель, они равнодушны к зрителю, они же самовыражаются. Все не так просто, все закономерно. Авангардное движение — это результат переворота в науке: соединили науку и искусство и получились черные квадраты, треугольники, капли, кристаллические решетки. Все актуальное искусство — это результат технического прогресса, это его дитя. Это отчуждение от мира и гармони. Если вспомнить имя Левитана, то появляется состояние лекгой грусти, мысли, о том что все не вечно, о проходящей весне... А какие мысли появляются при упоминании "Синих носов"?
Вадим Климов,
ведущий программы "Афиша", г. Барнаул:
"Синие носы" — это в первую очередь группа революционная и провокационная. Люди, которые захотят прийти и посмотреть — увидят видео-арт, фотографии, коллаж; увидят много того, чего обыкновенный потребитель современного искусства вряд ли где найдет, особенно в Барнауле. Это будет шок. Для многих это будет даже неприятный шок. Может даже кого-то оскорбит. Но на это все и рассчитано. В первую очередь, вызовет шок у людей, которые малообразованны в современном искусстве, для тех же, кто в теме современного искусства, кто посещает соответствующие сайты, или хотя бы читает журнал "Афиша" или "Арт-хроника", для них понятно, это пройденный этап. Ну а для тех, кто вообще профессионально занимается искусством, — "Синие носы" в первую очередь предстанут неким "пост панком", может быть, они увидят очень много плагиата, но "Носы" этот плагиат и не отрицают. "Синие носы" — это бренд актуального искусства, очень популярного в Европе, в Москве. Я видел несколько проектов, не знаю, что конкретно привезут они к нам: я бы хотел увидеть проект "Голая правда" — это один из мощнейших проектов. Ну а "Целующиеся милиционеры", которых не пустили в Париж, и из-за которых в прошлом году был скандал — это уже растиражированная работа. Есть у них еще более мощные, более серьезные работы, но я боюсь, что для Барнаула они сделают такой light, такой скромненький и мягкий проект. Но это будет бомба. Я вам обещаю.
Екатерина Деготь,
ведущий искусствовед в области современного искусства, г. Москва:
Объект внимания "Синих носов" — вовсе не массовая культура, как можно было бы подумать, а "высокое современное искусство", так называемое искусство для биеннале.
С их точки зрения, оно погрязло в чудовищном самодовольстве, создав для себя статус узкоспециального знания или даже особой системы верований, по отношению к которой критика просто невозможна, так как она сразу же клеймится как "реакционная".
В самом деле, благодаря им, становится очень заметно, что критика разрешена в современном искусстве, как в каком-то изощренном виде спорта, только с одной позиции...
"Синие носы" испытывают границы искусства на прочность не с той стороны, с какой это разрешено делать, не изнутри, откуда такой жест выглядит героически-освободительным. Они атакуют искусство извне, с позиции обывателя, хотя, начиная с авангарда, оттуда не ждут подвоха — там прочная оборона против толпы и ее взглядов на искусство.
Возможно, "Носы" нужны для того, чтобы показать, насколько все современное искусство базируется на негласных договоренностях небольшой группы экономически заинтересованных в этом бизнесе людей, и насколько это положение вещей перестало быть прочным.
"Синие носы" — свидетели катастрофы, хотя и относятся к этому с неизменным юмором. В общем, с ними становится немного страшно — и тем страшнее, чем веселее. Не исключаю, что и в этом и есть смысл всего проекта, — проекта, который призван разоблачить миф "современного искусства" о себе самом. Если бы "Синих носов" не было, их нужно было бы придумать.
Андрей Ерофеев,
экс-руководитель отдела "Современного искусства" Третьяковской галереи, г. Москва:
Демонстрация дистанции по отношению к современной культуре — базовая стратегия группы "Сини носы", проявляющаяся во всем многообразии практик осмеяния. Пародия, юмор, гротеск — все приемы унижения посредством создания смешного и карикатурного образа противника щедро используются "Синими носами".
Во-первых, они подвергли издевательскому передразниванию все направления "высокого" искусства XX в. от супрематизма до радикального перформанса.
Во-вторых, они не пощадили массовую культуру. Самые популярные телепередачи, ведущие жанры и виды кассового кино и крупнотиражной литературы, такие бестселлеры, как "Гарри Поттер", были преподнесены "Синими носами" в оглупленно-идиотском виде.
Наконец, "Синие носы" атаковали пантеон самых авторитетных деятелей человечества, смешав их почитаемые имиджи с лицами заклятых
преступников и мордами диких животных в один общий шабаш — карнавал.
Можно сказать, что действиями этой группы движет априорная неприязнь ко всем попыткам воссоздания системы позитивных воззрений и ценностей, с какой бы стороны они ни предпринимались. Поэтика любого произведения "Синих носов" строится на демонстрации быстрой схватки с очередной "ценностью" и радостного смеха по поводу мгновенной и окончательной победы над ней.
Статья в журнале "Арт — хроника" — "Госколлекция или частные руки: Топ-10 русских мастерписов рубежа XX- XXI":
Бессмертные слова бывшего министра культуры Александра Соколова: "Это искусство позорит Россию", — были сказаны именно в адрес этого произведения — постановочной фотографии, где на фоне лубочной березовой рощи целовались два однополых милиционера, которых изобразили два абсолютно гетеросексуальных студента Новосибирского института. Не знаю, обессмертил ли экс-министр этот снимок, но точно набил ему цену и сделал отличный PR. "Мы вдохновились граффити Бэнкси, на котором целовались два британских бобби, — говорит Александр Шабуров — Но подобных поцелуев в искусстве существует огромное множество, например, плакат периода Гражданской войны, на котором солдат целуется с матросом. Мы сознательно имитируем формы народного фольклора, интернет-фольклора, КВНа"
Справка
В 2009 году группе "Сини носы" исполняется 10 лет. За это время художники со своими работами стали завсегдатаями самых крупных международных художественных выставок и ярмарок актуального искусства.
Москва и Санкт-Петербург, Киев и Нижний Новгород, Прага и Милан, Берлин и Вена, Нью-Йорк и Сан Пауло, Варшава и Вильнюс, Бишкек и Хельсинки, Осло и Венеция, Мюнхен и Париж, Мадрид и Мехико, и это далеко не полный перечень городов, где работы художников имели головокружительный успех.