Выставка Хитрука
Михаил Саленков: В Галерее на Солянке в Москве открылась выставка "Федор Хитрук: Бонифаций, Винни-Пух, фильм, фильм, фильм...". Несмотря на то, что на мультфильмах режиссера выросли целые поколения, это первая в России персональная выставка классика анимации.
Лиля Пальвелева: Большая часть долгой жизни Федора Хитрука (а ему сейчас 91 год) связана с мультипликацией. Много лет он был аниматором — оживлял персонажи у других режиссеров; в 44 года, сняв "Историю одного преступления", сам стал режиссером и создал 11 лент, а в 1980-е годы занялся преподаванием — вновь блестяще. Лучшие мастера называют себя его учениками. Борис Павлов, директор Галереи на Солянке, сообщает, что прежде всего здесь хотели представить Хитрука-режиссера.
Борис Павлов: Это ему больше всего нравится, ну, и как аниматора тоже. Например, прекрасная сценка Оле-Лукойе из "Снежной королевы", которую он сам сделал, совершенно без чьей-либо помощи, и он об этом рассказывает. Здесь все изобразительные материалы сопровождаются комментариями самого Хитрука или его коллег и учеников. И все вот эти материалы, сохраненные Музеем кино, они как раз и демонстрируют Хитрука, как создателя фильмов, режиссера. Потом, тут еще небольшое количество работ его учеников — Норштейна, Алдашина, Миши Тумели, Александра Петрова. То есть влияние Хитрука — это... ну, это живой классик. То, что он начал в 1950-1960 годы, совершенно это было новое слово. Вообще, язык повествовательный у Хитрука свой, потому что это не то, что был до этого фильм "Серая шейка" или та же "Снежная королева"...
Лиля Пальвелева: Где он был просто аниматором.
Борис Павлов: Да, где он был просто аниматором, а вот "История одного преступления" — совершенно иначе идет повествование, ритмы другие, изображение, персонажи передаются совершенно иначе, характеры. Это наша сегодняшняя жизнь, причем он актуален очень до сих пор.
Лиля Пальвелева: К сказанному Борисом Павловым, добавлю: если фильм "История одного преступления" — о человеке, который убил двух горластых дворничих, потому что ему не давали спать — не утратил своей актуальности в первую очередь из-за злободневности (и сегодня ночной покой горожан не гарантирован), то следующая картина Хитрука не устарела по иным, художественным причинам. Его "Топтыжка" — подлинный шедевр, не утративший своей свежести и в наши дни. Трудно поверить, что эта лента тоже создана в 1960-е годы. "Топтыжка", как и другие работы режиссера на выставке в Галерее на Солянке, представлен эскизами и раскадровками. Налюбовавшись всеми этими рабочими материалами, тут же, в специально оборудованном просмотровом зале, можно увидеть все ленты мастера.
Эдуард Назаров, художник-постановщик, режиссер, заслуженный деятель искусств России:
- Как он работал со сценами! Он по тактам разбивал весь фильм до того, как он был сделан! По музыкальным тактам он записывал, где и что происходит. Там такие полосочки с цифрами и какие-то кривые, которые обозначают высшее напряжение, низшее, удары и прочее.
Хитрук работал мучительно. В этом развлекательном, легкомысленном жанре он не жалел ни других, ни себя. В ленте "Фильм, фильм, фильм" есть знаменитый эпизод с девочкой.
Эдуард Назаров, художник-постановщик, режиссер, заслуженный деятель искусств России:
- Там Виолетта Колесникова делала сцены с девочкой. Режиссер в кадре мучил девочку, а Хитрук за кадром — Виолетту Павловну. И вот мы в течение месяца смотрели эту сцену через каждые 2-3 дня, и у всех музыка уже в голове застряла. Ветка ходила, рыдала, а я ее подзуживал. В темном зале начинал петь: "Это сцена Хитрука, это сцена Веты. Это сцена Хитрука, делайте поправку!".
Хитрук стал режиссером только в 40 лет, уже пройдя войну, проработав много лет художником на картинах других мастеров. Возможно, оттого он так истово работал — не было времени на разбег, надо было сразу взлетать.
Юрий Норштейн, режиссер, народный артист России:
- Если говорить о Хитруке просто, как о личности, можно сказать, что вся мультипликация после 62-го года вышла из Хитрука.
"История одного преступления" — первая картина Федора Хитрука — родилась из самой жизни. Режиссера долго донимали две дворничихи: с утра они начинали кричать на весь двор, а потом одна из них выставляла на окно патефон и заводила громко песню Леонида Утесова про корову. Родился сценарий, затем — фильм. Потом было еще 14 картин, разных: про Бонифация и человека в рамках, про Икара и Топтыжку, для взрослых и детей.
Солянка, 1/2, стр. 2, телефон: 8(495) 621-63-72.
Сколько стоит: 100 рублей