Русского кино мало не покажется
Нынешний год в Роттердаме отличается заметным присутствием восточноевропейского и прежде всего российского кино. Хотя наших фильмов не будет в конкурсе режиссерских дебютов, зато в целом в программу включено 13 полнометражных фильмов из России и 3 короткометражных. К числу главных событий фестиваля его организаторы относят международную премьеру "Морфия" Алексея Балабанова, который впервые будет показываться за пределами России.
В главной фестивальной секции "Спектр" состоится мировая премьера картины Андрея Хржановского "Полторы комнаты и окрестности" по сценарию Юрия Арабова: ее пока, если исключить профессионалов, не видели даже на родине. Сюжет — становление поэта Иосифа Бродского (чья автобиографическая проза положена в основу сценария) и его воображаемое путешествие в Петербург, в мир своего детства и юности — решен с присущим Андрею Хржановскому пиететом по отношению к классике и в то же время со смелым смешением приемов игрового, документального и анимационного кино. По жанру это ироническая сказка, герои которой — сам поэт в разные периоды жизни, его родители (их играют Алиса Фрейндлих и Сергей Юрский), его друзья и современники, а также его любимые питерские коты.
Еще один интересный сюжет из истории российской культуры поднимает картина Игоря Майбороды "Рерберг и Тарковский". Обратная сторона "Сталкера", которая в фестивальном каталоге названа "подлинной жемчужиной". Речь идет о вошедшем в историю кино конфликте знаменитых режиссера и оператора, в результате которого появилась вторая версия "Сталкера", практически новый фильм: уникальный случай в практике мировой киноиндустрии, возможный только в советские, нерыночные времена. Чтобы напомнить роттердамской публике о вкладе Георгия Рерберга в кинематограф, здесь покажут также "Асино счастье" Андрея Кончаловского — одну из главных работ, отмеченных гением российского оператора.
А современное состояние отечественного кино, его новая режиссерская генерация будут представлены фильмами "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, "Шультес" Бакура Бакурадзе, "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего. Будут показаны также "Юрьев день" Кирилла Серебренникова, "Тюльпан" Сергея Дворцевого, "Баксы" Гуки Омаровой, "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Песнь южных морей" Марата Сарулу и документальный фильм о далай-ламе "Рассвет/Закат" Виталия Манского. Почти все эти фильмы уже имеют международную репутацию и принесли нашему кино признание и призы. Теперь они будут показаны вместе — своего рода годовой отчет российского арт-хауса. Упомянем в этой связи хотя прямо не относящийся к России, но снятый нашим армянским коллегой и другом Арутюном Хачатряном фильм "Граница", чья давно ожидаемая мировая премьера состоится в рамках фестиваля.
Роттердам — один из немногих больших и влиятельных фестивалей, который пытается представить российское кино и прилегающие к нему территории на кинокарте в их реальном масштабе. Отборщица Людмила Цвикова открыла блог на фестивальном сайте, где рассказывает о своих контактах с российскими кинематографистами, о своих недавних поездках в Бухарест, Ереван, Алма-Ату, а также в Москву и Белые Столбы — в последней ее сопровождал новый директор фестиваля Рутгер Вольфсон.
Роттердамская политика на российском направлении, очевидно, отличается своей открытостью по сравнению с фестивалем в Берлине, который некогда был для нас окном в Европу, но в последние годы до обидного мало интересуется российским кино. В этом году опять не будет наших картин в берлинском конкурсе, дело ограничится короткометражками и двумя премьерами: "Сумасшедшая любовь" Бориса Хлебникова пойдет в программу "Форума", а "Россию-88" Павла Бардина покажут в "Панораме".