Русские в Роттердаме
Завтра в Роттердаме мировой премьерой конкурсного фильма "Голодные призраки" (его снял Майкл Империоли, актер из "Клана Сопрано", дебютировавший в качестве режиссера и сценариста) откроется 38-й Международный кинофестиваль.
В этом году фестиваль "новаторов и первооткрывателей" проходит под руководством нового директора Рутгера Вольфсона, который, впрочем, уже проводил фестиваль в прошлом году, но по разовому контракту, сейчас же ему даны полномочия на четыре года. Прежде Вольфсон был директором De Vleeshal — центра современного искусства в Мидделбурге. Мелле Даамен, председатель совета директоров, сказал, что поскольку Вольфсон довольно молод: "Мы можем ожидать от него новаторской фестивальной программы".
Пока можно заметить, что новый директор набрал в конкурс множество дебютов из стран, откуда прежде в Роттердам не ездили, география очень разнообразна: есть фильмы из Чили, Канады, Новой Зеландии, Турции, из Европы представлены Великобритания, Франция, Австрия, и примерно половина — из Азии, от Китая и Индонезии до Ирана. Многие фильмы — копродукция с европейскими компаниями. Среди полнометражных фильмов наших нет, а вот в коротком метре участвует проект "Отчаяние" нижегородских видеохудожников Галины Мызниковой и Сергея Проворова — сказывается специализация директора.
А вот во внеконкурсных показах необычно много фильмов из России, так что желающие смогут познакомится с самым широким спектром отечественной кинематографии.
В программе "Блестящее будущее" собраны фильмы молодых, перспективных кинематографистов. "Свежая кровь", как называют их организаторы фестиваля. Всего в программе 83 фильма из Индии, Южной Кореи, Штатов, Англии, Франции, Германии, Китая, Македонии, Филиппин и т.д. Россию представляет Валерия Гай Германика с нашумевшей картиной "Все умрут, а я останусь", "Шультес" Бакура Бакурадзе, а также совместная казахско-русско-французско-немецкая картина Гуки Омаровой "Баксы".
В программе "Спектр" собраны работы признанных мастеров, внесших существенный вклад в мировой кинематограф. Среди полнометражных фильмов, которых более 80, есть и российские фильмы: картина Андрея Хржановского "Полторы комнаты и окрестности", "Морфий" Алексея Балабанова, "Бумажный солдат" Алексея Германа-младшего, "Восход/закат" Виталия Манского об одном дне из жизни далай-ламы 14-го, "Тюльпан" Сергея Дворцевого, "Дикое поле" Михаила Калатозошвили, "Юрьев день" Кирилла Серебренникова, а также фильм "Песни южных морей" Марата Сарулу, копродукция Германии, России, Франции и Казахстана). Среди короткометражных фильмов (менее 60 минут) в "Спектре" — "коротких, но острых" по словам организаторов, — "Поле, клоуны, яблоко..." Шота Гамисонии, Pomeranie Марии Мурашовой, "Незримое" Павла Медведева.
Программа "Сигналы" состоит из восьми тематических разделов. Среди них "Первые вещи первых" — посвященный первым шагам великих режиссеров (Россию здесь представляет Отар Иоселиани со своим дебютом 1959 года "Песня о цветке"); "Голодные духи" (призраки в азиатском кино); "Молодое турецкое кино"; "Размер имеет значение" (исследование влияния формата проекции на зрительское восприятие; Россию здесь представляют Эвелина Домнич и Дмитрий Гельфанд с фильмом "10 000 Павлиньих Перьев в Пенящейся Кислоте") и др.