"Русалка" не выплыла
Премии кино
Американская киноакадемия вчера объявила, что девять фильмов продолжат участие в соревновании за "Оскар" в номинации "Лучший иностранный фильм". Картина Анны Меликян "Русалка", выдвинутая российским оскаровским комитетом, в этот список не вошла. Это не удивило МАРИЮ Ъ-МАЗАЛОВУ.
Единственная российская картина, попавшая в пятерку номинантов за последнее десятилетие,- "12" Никиты Михалкова, уже получившего "Оскар" за "Утомленных солнцем" в 1994 году. "12" выбрали в прошлом году. В этом году российский успех — а номинация на "Оскар" это уже большой успех — не повторился.
В списке номинантов этого года в категории "Лучший иностранный фильм" оказались австрийский "Реванш" (Revanche) Геца Шпильмана, канадский "Что нужно для жизни" (The Necessities of Life) Бенуа Пилона, французский "Класс" (The Class) Лорана Канте, германский "Комплекс Баадер-Майнхофа" (The Baader Meinhof Complex) Ули Эделя, израильский "Вальс с Баширом" (Waltz with Bashir) Ари Фольмана, японские "Отбытия" (Departures) Йодзиро Такиты, мексиканский "Вырви это сердце" (Tear This Heart Out) Роберта Снейдера, шведская "Бесконечность" (Everlasting Moments) Яна Троэля и турецкие "Три обезьяны" (3 Monkeys) Нури Билге Джейлана. Картину Анны Меликян "Русалка" Американская киноакадемия не поощрила даже на уровне лонг-листа.
Выбор комиссии по отбору российских фильмов на соискание премии "Оскар" Национальной академии кинематографических искусств и наук РФ пал на "Русалку" ("Ъ" писал об этом 24 сентября 2008 года) — симпатичный фильм Анны Меликян о девочке, обладающей губительной способностью исполнять свои желания. Среди российских конкурентов в сентябрьском отборе "Русалка" выглядела работой наиболее нейтральной. Она не была приправлена ни социальной остротой "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, ни кровавыми военными конфликтами, как у Александра Сокурова в "Александре" и у Алексея Учителя в "Пленном", ни ранее интриговавшим киноакадемию советским прошлым, как в фильмах Александра Прошкина "Живи и помни" и Карена Шахназарова "Исчезнувшая империя". "Русалка" вообще отдалена от реальности настолько, что некоторые критики склонны определять ее жанр как сказку. Возможно, этот формат и подходит для "Оскара", но это, видимо, не совсем то, что в Голливуде ждут от иностранцев, тем более от русских.
"Русалка", получившая почетную возможность открывать параллельную программу Берлинского фестиваля "Панорамы" и награду ФИПРЕССИ, вполне вписывалась и в европейский контекст. Ее победа на фестивале независимого кино в Сандэнсе (штат Юта) была приятна, но уже тогда стало ясно, едва ли фильм, премированный в штате Юта, выберут в штате Калифорния — недаром Сандэнс был создан актером и режиссером Робертом Редфордом в пику и в укор Голливуду.