"Я — киборг" и "Банзай, режиссер!" в фаворе
В нынешний пул лучших зарубежных фильмов, составленный обозревателем "Времени новостей" Станиславом Ф. РОСТОЦКИМ, вошли картины, появившиеся в отечественном кинопрокате с января по декабрь 2008 года (без учета разовых фестивальных показов и фильмов, сразу вышедших на DVD). Рейтинг составлен без мест — фильмы расположены в порядке их появления в российских кинотеатрах.
1. "Запределье" (Индия—Великобритания—США, 2006, Тарзем Сингх). Практически незамеченный, еле-еле добравшийся до ограниченного проката (да и то не во всем мире) через несколько лет после создания фильм подававшего большие надежды после дебютной "Клетки" (2000) индуса Тарзема — галлюцинация гения, завораживающая и жестокая не сказочка, но именно что сказка в первоначальном эпическом понимании этого слова, а вдобавок еще и гимн кинематографу как таковому. Уникальный артефакт, с которым совершенно непонятно, что делать. Ясно одно — хранить вечно, обращаться с предельной осторожностью.
2. "Монстро" (США, 2008, Мэтт Ривз). Казалось, что проект создателя сериала "Остаться в живых", продюсера Джей Джей Абрамса останется в анналах исключительно как пример гениального маркетингового хода, сенсации-однодневки, потеряющей всю свою магию, как только появится первый спойлер и станет известно, в чем там дело. Но прошел год — и стало понятно, что это не просто "Годзилла", переснятый в стилистике "Ведьмы из Блэр", но и глубокое, пробирающее "до костей, до кончиков" кино, место которому не на складе страшных сувениров, а в золотом фонде.
3. "Отчаянные путешественники" (США, 2007, Уэс Андерсон). Сентиментальное путешествие трех братьев (Джейсон Шварцман, Оуэн Уилсон, Эдриан Броуди — и кто скажет, что они не родственники?) в Индию показалось многим истинным ценителям режиссера Андерсона ("Семейство Танненбаум") слащавым, вторичным, пустым. Пожалуй, заканчивать фильм "Елисейскими Полями" Джо Дассена и вправду не следовало, но в остальном все равно очень здорово. Фильм, что называется, "для души" — и что с того, что душа эта, захлюпав, иногда может и размокнуть до кашицеобразного состояния. Все мы люди, все человеки. Тем более что и Джо Дассен для режиссера-американца скорее раритетная находка, нежели навязший в зубах символ.
4. "Я киборг, но это нормально" (Корея, 2006, Пак Чхан Ук). Девушка, считающая себя боевым роботом, и парень, уверенный в своей способности присваивать чужое эго, встречаются в дурдоме и понимают, что созданы друг для друга. Автор "трилогии мести" ("Сочувствие госпоже Месть", "Сочувствие господину Месть", "Олдбой") неожиданно сделал фильм, напоминающий одновременно "Амели" и "Город потерянных детей". И если восторги по поводу помянутых фильмов могут со временем стихнуть (что, в общем, у многих уже и произошло), то впечатление от "Киборга" не сгладится гораздо дольше. Воистину "эта музыка будет вечной, если я заменю батарейки".
5. "Джуно" (США, 2007, Джейсон Райтман). Обладатель "Оскара" за лучший сценарий (его автор Дьябло Коди, в прошлом стриптизерша, стала одним из главных открытий сезона), квинтэссенция всего хорошего и правильного, что может быть в американском независимом кино (которое давно уже превратилось в специальный жанр, успевший уже и выхолоститься). Фильм, очень похожий на его главную героиню — не по годам развитую девочку, решившую отдать своего будущего ребенка приемным родителям, — такой же умненький, сосредоточенный, забавный и без соплей трогательный.
6. "Ограбление на Бейкер-стрит" (Великобритания, 2008, Роджер Дональдсон). Блистательный "кейпер" (фильм об ограблении), основанный на реальных событиях, происшедших в Лондоне в середине 70-х годов. Изумительно, по высшему классу воссозданная ретро-атмосфера, саспенс, звенящий, как туго натянутая струна на инструменте биг-битового гитариста, отточенное остроумие — и Джейсон Стэтем, окончательно подтвердивший звание главного на сегодня киногероя. В "Смертельной гонке" и третьем "Перевозчике", вышедших в этом же году, он тоже несказанно прекрасен, но у Дональдсона как-то совсем уж непостижимо.
7. "Залечь на дно в Брюгге" (Великобритания—США, 2008, Мартин Макдонах). Пожалуй, единственный фильм прошлого года, имеющий право претендовать на звание стопроцентно культового (хоть споры о том, что именно значит этот эпитет, не утихают до сих пор и конца им не видно). Кино о двух наемниках (потрясающий дуэт Колина Фаррелла и Рэя Уинстона), напортачивших во время очередного задания и сосланных в бельгийский город Брюгге, разит наповал похлеще пули со смещенным наконечником. Более всего к этой феноменальной ленте (лучший режиссерский дебют года как минимум) подходит определение "баллада". И исполнена она так, что вся жизнь проносится перед глазами.
8. "Спиди-гонщик" (США, 2008, Энди и Ларри Вачовски). Главный коммерческий провал года — что ровным счетом ничего не значит. В свое время братья Вачовски с "Матрицей" обогнали время на несколько лет и были триумфаторами. Теперь, экранизировав классический японский мультсериал, в своем визионерском озарении они ринулись вперед лет на двадцать, но этого практически никто не понял. Но это тот самый случай, когда не грех показаться самым умным.
9. "Кунг-фу панда" (США, 2008, Марк Осборн и Джон Стивенсон). Препотешнейшая, изумительно нарисованная и блестяще озвученная сага боевых искусств, разыгранная обаятельными животными по всем канонам жанра кино восточных единоборств. Квинтэссенция ничем не замутненной детской (но не инфантильной) радости, в которой совершенно не стыдно признаться ни себе, ни окружающим.
10. "Не шутите с Зоханом" (США, 2008, Деннис Дуган). Сказ о том, как суперагент Моссад инсценировал собственную гибель, чтобы уехать в Америку и стать тупейным художником. Если в список лучших фильмов года попадает картина с Адамом Сэндлером в главной роли, то конец света, пожалуй, и впрямь не так далек, как хотелось бы думать, но против правды не попрешь — несмотря на местечковые хохмочки, настойчивое педалирование темы пениса и игру в футбол живым котом, "Зохан" является фильмом неглупым, трогательным и настолько смешным, насколько это вообще возможно.
11. "Банзай, режиссер!" (Япония, 2007, Такеши Китано). Гомерически умная "история болезни" великого японца, вот уже второй раз (после "Такешиз") объясняющего почтеннейшей публике, что он устал быть Такеши Китано и разучился снимать кино. Потешная энциклопедия японского кинематографа в диапазоне от Ясудзиро Одзу до "джей-хорроров" и чрезвычайно личное высказывание. Если это и "деградация" (как нас хочет в этом убедить сам режиссер), то неотличимая от гениальности. Банзай, как и было сказано.
12. "Прах времен" (Гонконг—Китай, 1994, Вонг Карвай). Во всех отношениях туманный, но фантастически красивый фильм про средневековых фехтовальщиков, умеющих парить над землей и бегать по воде аки посуху, но при этом озабоченных философскими проблемами. Проигнорированный публикой и заклеванный критикой по выходе, а теперь вернувшийся в прокат в отреставрированном и дополненном виде и на раз превзошедший свежие "Мои черничные ночи" того же Вонга. Пожалуй, самое прекрасное из всего, что можно было лицезреть в прошлом году на широком экране.
13. Пусть через запятую, но нельзя не отметить несколько вполне представительных и страшных фильмов ужасов, превращающих двенадцать лучших фильмов года не просто в дюжину, но в самую что ни на есть чертову: явного лидера среди них нет, но все они достойны просмотра. Это экранизация романа Скотта Б. Смита (он же сам и написал сценарий) "Руины" (Австралия—США, 2008, Картер Смит), невеселая хроника очень неудачных каникул группы молодых американцев на развалинах древнего индейского капища в Мексике; "Незнакомцы" (США, 2007, Брайан Бертино) — пожалуй, лучший дебют в жанре за долгое время, иногда слишком уж напоминающий по сюжету "Забавные игры" Михаэля Ханеке, но по здравому размышлению обходящий их (во всяком случае, американский авторемейк, вышедший в этом же году) по всем статьям; еще одна довольно вольная экранизация — на этот раз классического рассказа Клайва Баркера — "Полуночный экспресс" (США, 2008, Рюхей Китамура), уникальная в своем роде картина, снятая японским режиссером, но обходящаяся без проклятых телефонных звонков и призраков маленьких девочек; наконец, "Зеркала" (США, 2008, Александр Ажа) — пример истинной американской готики (пусть и переосмысленной французом), чуть старомодной, но стопроцентно действенной.