"Скрытое" стало явным
премия кино
Фильм австрийского режиссера Михаэля Ханеке "Скрытое" назван лучшим европейским фильмом 2005 года. Эту и еще четыре награды он получил на церемонии вручения призов европейского кино, которая прошла в берлинском зале "Арена" в Трептов-парке. Из Берлина — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.
Сценарий вручения призов решено было оживить параллелями с европейской кухней. Посреди сцены расположили стол, уставленный тарелками. Еще перед началом, во время коктейля, можно было наблюдать президента Европейской киноакадемии Вима Вендерса в фартуке за машинкой для нарезки прошютто. В костюмах официантов были и другие члены бюро академии, включая директора Берлинале Дитера Косслика. Конверты с призами выносились на сцену в больших тарелках с металлическими колпаками. Однако все эти украшения и кулинарные шутки (к примеру, короткометражные фильмы сопоставлялись с испанскими бутербродами — тапасами) не избавили действие от длиннот и повторов.
Публика оживлялась главным образом, когда видела на сцене таких кумиров, как Шон Коннери. Знаменитого шотландца чествовали за вклад в мировое киноискусство: он растрогался, в очередной раз посетовал, что Шотландия пока не добилась независимости, и пригласил всех гостей на фестиваль в Эдинбург: "Назовите только мое имя, и вам тотчас найдут место в зале". Другой любимицей публики оказалась Юлия Йенч, сыгравшая героиню немецкого Сопротивления Софи Шоль в одноименном фильме. Ей достался титул лучшей европейской актрисы, а также приз публики, определенный по интернетовскому голосованию. В интернетовском конкурсе участвовал и попал в номинацию также "Ночной дозор", но лучшим режиссером (по версии публики) признан не Тимур Бекмамбетов, а Марк Ротемунд, постановщик той же "Софи Шоль".
Ханна Шигула, звезда Фассбиндера, пела на сцене песни, посвященные покойному режиссеру, которому исполнилось бы 60 лет, если бы он не умер в 37. На приз памяти Фассбиндера лучшему молодому режиссеру "Европейское открытие года" обозначилось семь претендентов, включая "4" Ильи Хржановского, но достался он датчанину Якобу Тюсену за инцестуальную драму "Обвиненный". Больше российских фильмов среди номинантов не наблюдалось, и Россию в числе стран Европы даже не упоминали — в отличие от более модной Украины, призывая помочь ей возродить собственную киноиндустрию. Зато среди presenters — тех, кто вручал призы, — оказался Никита Михалков, который наградил Михаэля Ханеке, представив его как "лучшего европейского режиссера" и с чувством спев песню "В субботу в день ненастный нельзя в поле работать". Приз ФИПРЕССИ за лучший европейский фильм года по версии международных критиков тоже достался Михаэлю Ханеке и его фильму "Скрытое".
Правда, у него было не так уж много соперников. Среди самых сильных — "Дитя" бельгийских братьев Дарденн (победитель Каннского фестиваля), "Мандерлей" Ларса фон Триера (но он признан относительной неудачей даже поклонниками датского режиссера), "Долгая помолвка" француза Жан-Пьера Жене (который все же не повторил успех своей "Амели"). Картина европейского кино в целом выглядит герметичной, и хотя оно поднимает серьезные проблемы и предлагает новаторские художественные решения, публика остается к нему довольно равнодушной. В том числе и в России: фильм "Скрытое", например, был показан у нас в единственной копии и не вызвал ни малейшего резонанса. Европейская киноакадемия тем не менее не теряет надежды и намерена впредь шире пропагандировать европейское кино. В следующем году его призовой маршрут впервые будет проложен на восток: церемония награждения лучших фильмов 2006 года состоится в Варшаве.