"Amorces Intimes" на фестивале видеоарта в Марселе
Красными иероглифами по белому молоку: фестиваль видеоарта в Марселе
В Марселе завершился ежегодный Festival d'Marseille. Для марсельских художников и режиссеров Николь и Норберта Корсино креативным шоком стало посещение Шанхая. Их видеоинсталляция называется "Amorces Intimes". В Театре бернардинцев (который располагается в бывшей одноименной церкви) они установили два больших экрана и несколько телемониторов. На них можно увидеть картины из жизни растущего китайского мегаполиса: толчею людей в одинаковых костюмах — не то биржевые торги, не то пересадка подземки в час пик; девочку, прыгающую перед сумасшедшими мигающими игровыми автоматами (правда, при ближайшем рассмотрении они оказываются стиральными машинами); танцующая китаянка в ярком платье. На экранах же, отражающихся в зеркальной поверхности пола, представлен результат переработки этих впечатлений.
Там извиваются черные силуэты на белом фоне, причем этот плоский фон напоминает поверхность молочной ванны: фигуры то "затапливаются", то "всплывают", белое то позволяет телам обрести естественные контуры, то превращает их в вытянутые, геометрически неоформившиеся кляксы. В эту борьбу вторгается желтый и красный цвет женского платья, и вот уже красные иероглифы, мгновенно увеличенные, искаженные и оживленные усилиями видеокамеры, сами напоминают пляшущих человечков. Изображения на обеих плоскостях то дублируются, то кричаще возражают друг другу. И невозможно сказать, что больше напоминает эта композиция — волшебство или кошмар. Кажется, от Шанхая марсельцы испытали смесь восторга и страха. Во всяком случае, в финале оба изображения глотает чернота и слышится отчетливый хлопок, напоминающий удаленный взрыв.
А посреди зала стоит плоский, узкий аквариум с прозрачными стенками. Внутри него вроде бы плавают белые полупрозрачные рыбки. И только подойдя поближе, понимаешь, что это всего лишь перышки, "взбитые" в пустоте потоками восходящего воздуха. Техника применена гораздо более примитивная, чем при создании изображений. Но завораживает ничуть не меньше.
Семья Корсино, получившая известность как группа n+n corsino, давно исследует человеческий танец как объект мультимедийных упражнений. Они сами изобрели себе нишу — где-то между современным танцем, видеоартом, компьютерными технологиями. В ноябре прошлого года они гостили в Москве и устроили видеколлекцию под названием "Территория танца". Тогда же господа Корсино объяснили, как создаются изображения. Оказалось, на научно-технической основе. Чтобы сотворить видеоклон артиста, ко всему телу прикрепляют особые датчики. Те фиксируют возникающие во время движения импульсы, которые, в свою очередь, "переводятся" в компьютерное изображение. Полученные фигуры переносятся на киноэкран: создается что-то среднее между физической достоверностью и дизайном. Сведя свои имена к маленьким буквам, означающим неизвестность, французская пара на самом деле создала новую реальность.
Нынешней поздней осенью Французский культурный центр обещает показать в Москве в Музее архитектуры несколько инсталляций от n+n corsino.
Газета "КоммерсантЪ" №147(2986) от 12.08.04