Бескомпромиссное кино

В этот день, 26 декабря, могло бы исполниться 65 лет замечательному актеру театра и кино, сценаристу и режиссеру Валерию Приёмыхову. Лауреат Государственной премии СССР (1985 — за роль в фильме "Пацаны", 1989 — за роль в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего"), заслуженный деятель искусств России (1993), лауреат Государственной премии РФ (1999, за художественное воплощение на киноэкране проблем молодежи и подростков).
Окончил театральный факультет Дальневосточного педагогического института искусств (1966, Владивосток), сценарный факультет ВГИКа (1973, мастерская И.Маневича). Постоянный член жюри ежегодного Конкурса студенческих фильмов на соискание премий "Св. Анны" (Москва).

В 1966-1969 Валерий Приемыхов играл на сцене фрунзенского Русского драматического театра имени Н.К. Крупской. В кино дебютировал как сценарист в фильме "Иван и Коломбина" (совместно с В.Липатовым), автор двадцати киносценариев. Как актер дебютировал в фильме Динары Асановой "Жена ушла" (1979), снялся в 26 фильмах.

Смотрите на телеканале "Культура" 26 декабря в 20:40 документальный фильм Валерия Наумова о Валерии Приемыхове "Я пошел в кино", в 21:20 художественную ленту "Милый, дорогой, любимый, единственный".

Для характеристики экранного и человеческого образа Валерия Приёмыхова недостаточно привычного определения "настоящий мужчина". Когда на экране появились "Пацаны", а затем "Холодное лето пятьдесят третьего" (1987), мало кто поначалу знал, что на экране не просто удачно подобранный типаж-непрофессионал, а дипломированный актер. Настолько убедительно он умел быть на экране самим собой — человеком с характером. Актерское мастерство — скупость выразительных средств, точность рисунка, мужественная сдержанность — проявилось в работе именно над ролью в фильме "Холодное лето пятьдесят третьего".

Карен Шахназаров говорит: "Приемыхов относится к числу людей, о которых я могу сказать — мы одно поколение. Мы вместе с ним учились, вместе шли в кинематографе. И говорить о нем в прошедшем времени как-то странно. Как странно и то, что он уже стал частью нашей истории".

Александр Прошкин, режиссер: "Он родился на Дальнем Востоке, там же, вместе с Сашей Михайловым, окончил и актерскую студию. Он служил в армии в Средней Азии, а потом оказался в Питере. Медленно, поступательно двигался он в направлении Москвы. И как бы весь его человеческий опыт — это опыт настоящей России, которая к Москве имеет весьма отдаленное отношение. И он ощущал себя неким посланцем, голосом этих людей из обыкновенной России".

"Тебе хочется хорошо жить, одеваться, а кому хочется плохо?! Мамане моей в свое время тоже хотелось, чтобы её сын был лучше других, вы-гля-дел, чтоб соседи знали: с достатком живем,.. Помню, один раз мать заплакала, заплакала от того, что я хуже всех одет." (Фильм "Милый, дорогой, любимый, единственный", 1982 года, сценарий В. Приемыхов)

Вадим Абдрашитов: "То, что он делал в кино... я даже не знаю, как это определить. Но он всегда оставался для меня просто романтиком, мальчишкой, пионером. Он был из тех редких художников, писателей, которые всегда знают, где хорошо, а где плохо, что такое добро, а что такое зло. Он никогда не путал эти понятия. Это всегда было бескомпромиссно. Он был очень жёсток в своих оценках всего происходящего, но никогда, никому, ничего не навязывал. И, в первую очередь, эта его жёсткость, то есть принципиальность, ясность и четкость, проявлялась во всем том, что он делал. Он не говорил вслух, но он не молчал — он делал!".

"Пусть каждый из нас подумает о том добром поступке, который он совершил в этот день", — говорит герой Приёмыхов в фильме "Пацаны" и эту же фразу можно приписать и самому Валерию Приемыхову.

Екатерина Васильева: "Он не отсюда, не от мира сего, он — белая ворона. И вот в этой кинематографической среде, ужасающей, бог даст, конечно, будут какие-то перемены, но для меня она такая же ужасная, как и театральная, он всегда немножко чужак. И "чужак" — это очень хорошо. Ведь по сути своей это очень прочная среда, очень страшная, по своим законам и хваткам — волчья. А он — не из этой стаи".

Карен Шахназаров: "Он, конечно, был необыкновенно живым, доброжелательным человеком, он сразу располагал к себе. В нем было какое-то такое живое начало, свойственной русским людям, пришедшим из провинции. Первым его принципиальным появлением в кинематографе была его роль в фильме Динары Асановой "Пацаны". Я смотрел эту картину в кинотеатре и прекрасно помню, как принимали ленту и работу Валерия. Это было появление нового героя в советском кино".

Он любил жизнь, он любил за ней наблюдать — так говорят о Валере Приёмыхове его друзья. Но он хотел не только наблюдать, но и действовать. "Кто, если не мы?" — название его последней картины стало девизом людей, осознавших свою ответственность за происходящее в стране. (За фильм "Кто, если не мы?" (1999) — специальная премия жюри на фестивале в Таормине.) "Я хочу расшевелить их, чтобы им стало стыдно перед самими собой", — говорит литературный герой Приёмыхова.

Александр Прошкин: "То, что он много занимался детским кино, о котором можно только очень условно говорить "детское", он был актером, который в каждом этом юном существе рассматривал личность. И один из немногих людей, кто кричал о драме брошенного на произвол этой новой, сумасшедшей жизни юного поколения. И во всем том, что он делал, от его ролей до его сценария и режиссерских работ есть определенная ясная линия. Это некий крик в защиту маленького поколения".

Александр Панкратов-Черный, народный артист России: "Ему все время казалось, что он немного лишний, он все время хотел, чтобы в нем нуждались, поэтому тема детей, в которых должны нуждаться, это была его личная тема, его больная тема".

Работая редактором на студии Горького, Приёмыхов мечтал снять сериал для подростков, но не вышло — не нашлось нужного сценария. Теперь дело отца продолжает дочь — Нина Приёмыхова.

Особенно удачным был творческий союз Приемыхова с Асановой, у которой он снялся в фильмах "Жена ушла" (1979), "Пацаны" (1983) и других.

"Саша, понимаешь, Динара Асанова была единственным человеком, который меня слушал", — говорил мне Приемыхов. (Вспоминает Панкратов-Черный.)

Любовь Шутова, вдова: "Да, они были очень близки: в кино, творчестве, дружбе. Она его многому научила в работе с актерами. И когда она ушла, для него это была трагедия и творческая, и человеческая. После того, как не стало Динары, он очень долго не работал. Выходом из депрессии стала его попытка себя в качестве режиссера".

Валерий Приёмыхов (запись 1997 года): "Есть такое "понятие кинематографа". Вспоминаю, мы сидим, была премьера "Пацанов", и Динара, а уже пошел ошеломительный успех, и было накурено, длинные столы в кафе... Ко мне наклоняется Динара и говорит: "Валера, ты любишь кино?" Я отвечаю: "Да". А она поясняет: "А я очень!". Вот посмотрите, во сколько лет ушли Высоцкий, Даль, Шукшин. Это профессия чрезвычайно тяжелая, потому что требует от тебя... Это даже не чистая профессия, это служение. Поэтому не верьте, когда я говорю, вот это плохо, вот это не так. На самом деле, это фантастическая вещь, когда два куска материала, которые как бы не соединяются и, вдруг, на монтажном столе они соединились и получилась сцена"



Сайт управляется системой uCoz