"На режиссеров мне всегда везло"
Нина Ивановна, сейчас наша страна переживает не самые лучшие времена. А вас лично кризис как-то затронул?
Как не затронул? Затронул. На 2009 год у меня вообще ни одного проекта. И не знаю, что будет дальше.
А Вы смотрите, какие-то политические передачи, ток-шоу? Как сами думаете, что происходит в стране?
Я не смотрю никаких передач, в которых выступают политики. Они все демагоги и болтуны, и невозможно понять, где правда, а где ложь. Я долго верила нашему политику Гайдару, но после первого дефолта, в котором у меня в один день сгорело пятьдесят тысяч рублей, я никому не верю. Это были все мои деньги, все мои сбережения, которые я заработала своим трудом за всю жизнь.
А что Вы хотели купить на эти деньги?
Я копила на дачу. И до сих пор не могу эту дачу достроить. Приезжаю на строительный рынок, и у меня глаза на лоб лезут от цен. Эта дача — мечта моей жизни, где-то же мне надо отдыхать.
А почему Вы не ездите отдыхать на курорты, это же проще?
Это связано с тем, что когда отдыхаешь, все время думаешь: ну вот отдохну, а что потом? Я попробовала несколько раз, и мне это показалось тяжело. Такой отдых не для меня. Сама понимаю, что здоровье надо поддерживать. За границу не могу уехать, особых средств нет. А в Сочи, во время съемок, пошла в перерыве на пляж позагорать. Очень много народу подходило. Задают вопросы, с ними надо общаться, беседовать. Никакого удовольствия я от такого отдыха не получила.
Нина Ивановна, Вы снимались у таких великих режиссеров, как Кира Муратова, Георгий Данелия, Эльдар Рязанов, Алексей Герман. Вырастут ли молодые, современные режиссеры до такого уровня? Или время таких режиссеров прошло?
Что я могу сказать? На режиссеров мне везло. Я с такими режиссерами за свою жизнь поработала, не каждой актрисе выпадает такое счастье. Это подарок судьбы.
А по-поводу молодых не скажу, не знаю. Молодые как-то прошли мимо меня. А вот о мэтрах могу сказать. Я сейчас снялась у режиссера Андрея Смирнова. Картина "Жила была одна баба". Он работал над сценарием пятнадцать лет. Снимали под Тамбовом. Он тридцать лет не снимал. Мне казалось, что он начнет мандражировать. Ничего подобного. Он не только не потерял профессию, он с годами приобрел мудрость, глубину. Показал всю драму русской деревни. Нет, профессионализм не пропьешь. (смеется)
А как Вы думаете, зрителю будет интересна такая тяжелая тема?
Кому арбуз, а кому свиной хрящик. Кто любит клубничку, а кто серьезное кино. Действие фильма разворачивается в начале двадцатого века. Революция, бунт. Такого кино делается мало. Я думаю, фильм Смирнова своего зрителя найдет.
Вы учились на одном курсе с Леонидом Филатовым, с Александром Кайдановским. Вы все очень талантливые актеры. Не было у вас между собой соперничества?
Мы не спортсмены, мы актеры. Наоборот, каждый старался друг другу помочь, подсказать. Мы были единый коллектив, в котором никто не бежит наперегонки, а выручает партнера. Партнер — это очень важно.
С Сашей Кайдановским мы играли отрывок из Гамлета. Я играла Гертруду, а он Гамлета. С Леней Филатовым играли в спектакле "На дне". Я играла Настеньку, он — Актера. И сколько я потом не смотрела постановок в других театрах, так как играл Леня, так никто не играл. Жаль, что это была студенческая курсовая работа, и ее мало кто видел.
Леня действительно был актер от бога. И актер и поэт. Он внешне был всегда очень спокоен, но внутри у него будто что-то горело. И еще он очень много курил. Просто беспрерывно.
Вы тоже много курите. Бросать не собираетесь?
Курю много. Бросать не собираюсь. Не хочу отказывать себе в удовольствии.
А с бывшими однокурсниками поддерживаете отношения?
Нет, мы как-то все потерялись. Каждый был занят собой, своими делами, своим театром. Со мной на курсе учились еще Боря Галкин, Володя Качан, Ян Арлазоров. А я так была занята в театре, что совсем на однокурсников не было времени. Сейчас конечно жалею об этом.
Вы пятнадцать лет проработали в театре имени Евгения Вахтангова, восемь лет в театре имени Маяковского, где было лучше?
Везде было плохо. В "Вахтангове" у меня были главные роли. Я вела весь репертуар. С режиссерами у меня никаких конфликтов не было. Но с тем коллективом, который сложился в театре, я не могла найти все пятнадцать лет общего языка. Я не подходила коллективу своим характером. У меня было одно понятие о порядочности, у коллектива другое. Я долго ждала, что все утрясется, как-то исправиться. А потом пришлось уйти, и я нисколько об этом не жалею.
Ну, как же так, пятнадцать лет терпели, почему?
Вы знаете, это так давно было, что мне уже не хочется об этом вспоминать. Что было, то было. Кто старое помянет, тому глаз вон. Сейчас остановилась на театре Рубена Симонова, там и служу.
Вы сейчас заняты в сериале "Участковая", режиссера Александра Касаткина, вам нравиться с ним работать?
Мне он очень нравится. Он мыслящий, интеллигентный человек. Понимающий, слушающий. И если он пригласит меня еще раз сниматься, с удовольствием пойду. Он очень симпатичный.
Вы можете, работая с молодым режиссером, определить перспективный он или нет?
Я по поводу перспектив вообще ничего не могу говорить. Это зависит от человека, от обстоятельств, и от бога. В кино сейчас очень сложно что-то предсказывать. И всегда было сложно, очень трудно, и, честно говоря, вообще невозможно. Вот, например, у нас на курсе было столько талантливых ребят, и они прекрасно все играли в училище, но артистами не стали. Не сложилось. Была у меня сокурсница Надя Быкова, нас с ней принимали на курс одинаково. Но она, когда училась, была просто чудо. Она была невероятного темперамента и таланта. Все думали, что она будет блистать на сцене и в кино, говорили: "Это будет настоящая звезда!" А она, вышла замуж, и бросила актерскую профессию.
Ну, хотя бы о будущем фильме можете что-нибудь сказать, когда берете в руки сценарий? Будет ли это хит или проходная картина?
И о фильме не берусь судить. Можно единственно предположить, когда снимаешься у Муратовой (смеется), что эту картину никто смотреть не будет. Она режиссер не для всех, и кино у нее не для всех. Но не сниматься, когда она зовет — это просто глупо. Она тебя совершенно в разных ракурсах вертит. И оказывается, что ты и на это способен, и на другое. Она так раскрывает актера, как ни один другой режиссер. Посмотрите, как у нее играют не актеры, а простые люди. Какая это школа! И пусть сейчас не смотрят это кино, придет время, и его будут смотреть взахлеб!
Нина Ивановна, хочу задать вам один вопрос, может он вам покажется глупым, Вы уж простите ради бога. У вас было такое трудное, голодное детство, без родителей, очень сложная непростая жизнь, как Вы думаете, у вас все- таки счастливая судьба?
Жаловаться на судьбу не могу. Гневить бога не буду. Все что он мне дал, за все спасибо. И за счастливые минуты, и за ошибки.
Этот Новый год где будете отмечать?
Пока не знаю. Я очень суеверный человек и не люблю загадывать. Что загадывать? Вдруг мне что-нибудь в голову придет оригинальное. Слава богу, друзей — подруг у меня много, что-нибудь придумаем.