Мистика уичоли
В 1951 году в мексиканском городе Гвадалахара состоялась выставка необычных картин, выполненных в не менее необычной технике. На простеньких фанерных дощечках были изображены загадочные сцены из жизни неведомых персонажей, напоминающих то ли людей, то ли растения, то ли духов, то ли животных. Яркие ошеломляющие цвета, странные композиции, множество мелких деталей, имеющих свой сакральный смысл. Картины были сделаны странным способом — из ниток, вдавленных в тонкий слой воска. Авторами картин были индейцы из племени уичоли.
Уичоли — малочисленная группа индейцев (по разным оценкам от 8 до 15 тысяч человек), проживающих в труднодоступных горах Сьерра-Мадре на северо-западе Мексики. Народ, который удивительным образом сохранил свою культуру, чудом оставшись в стороне от испанского завоевания Америки в 15 веке. Последующие несколько веков мало затронули уклад, верования и духовные практики уичоли — их земли оказались слишком удалены от очагов цивилизации, а приобретенное в самом начале двадцатого века право неприкосновенности земель позволяет этому небольшому народу сохранять традиции до наших дней. Сами себя уичоли называют Wuixarica — Дети Солнца.
Язык, на котором говорят уичоли, относится к древнейшей юто-ацтекской языковой семье. Своей письменности у индейцев уичоли нет. Роль письменности в сохранении и передаче сакральных знаний выполняют их мистические картины. Все, что изображается — прочитывается. Это некое действо, часть мифов. Все персонажи, среди которых Праматерь Жизни, Огненный Праотец, Старший Брат Голубой Олень (обращающийся в галлюциногенный кактус — пейот, воспетый Карлосом Кастанедой), Старший Брат Ветер, находятся в родстве и с тем, кто создал картину и со всеми другими уичоли. Это не дань традиции — они на самом деле так чувствуют, это не фантастические образы — уичоли так видят.
Европейцы, постигая секрет столь странного мышления и его визуализации, объясняли их влиянием особого растения — пейота, в котором содержится психотропное вещество мескалин. Действительно, пейот используется в ритуальных практиках. Но для уичоли пейот больше, чем растение или компонент ритуала. В нём заключен Дух Голубого Оленя — Старшего Брата — Таматци Кауюмари, который принес себя в жертву, чтобы дать жизнь пейоту. Когда вкушаешь пейот, происходит приобщение — общение с богами — через Старшего Брата, через дух, через пейот. Привычные границы мира раздвигаются и становится видно то, что в обычной жизни невидимо. Но "невидимо" — не значит, что его нет. Видеть можно не только глазами — но и сердцем.
21 декабря в 16.00 Культурный Центр "Открытый Мир" и World Trend Project представляет коллекцию уникальных мистических картин индейцев племени уичоли.
В рамках открытия выставки в 18.00, будет показан фильм "Другие Миры" режиссёр Ян Кунен (Jan Kounen)