Вершина Монмартра
Телеканал "Культура" отметил 95-летие со дня рождения Жана Марэ документальной лентой "Жан Марэ. Боль, окрашенная в цвета пурпура и золота". Фильм, снятый в 2006-ом году, был показан по российскому телевидению впервые. Он представил выдающегося артиста прежде всего не как героя "плаща и шпаги", каковым его у нас знали, но как блистательного театрального актера и скромного в жизни человека.
Картина изобилует редкой хроникой, запечатлевшей Жана Марэ в часы досуга уже в пост кинематографическую жизнь. Тогда он потерял своего ближайшего старшего друга — знаменитого драматурга и режиссера Жана Кокто, он писал картины и занимался гончарным ремеслом на вилле в южном Валларисе.
Посчитав свою артистическую карьеру бессмысленной после ухода Кокто, скончавшегося в 1963-ем году, Марэ сказал, что ему теперь "осталось лишь доживать".
Он всего лишь два раза появился в кино — в "Отверженных" и в "Ускользающей красоте", снялся в телесериале про Жозефа Бальзамо и крайне редко соглашался выходить на театральные подмостки. Его последней ролью стало участие в спектакле "Священные чудовища", в котором он сыграл вместе с ныне здравствующей Мишель Морган.
В фильме об артисте вспоминают его поклонницы, которым довольно нелюдимый в последние годы Жан Марэ разрешал приезжать в его южный дом. Украшением виллы были бюст и портрет Жана Кокто, созданные Жаном Марэ.
Воспоминания перемежаются кадрами из фильмов — старых и малоизвестных у нас, в России. Фрагментами из "Вечного возвращения" — реплики на тему "Тристана и Изольды", из "Красавицы и чудовища", из "Орфея".
И совсем уж бесценное — сцены из театральных спектаклей с участием Жана Марэ. Кто бы мог подумать, что обладатель хриплого баса пел так заразительно! "Я скучаю по людям" — говорил старый артист, и пел про то, что никогда не стоит оставаться одному и что всегда стоит быть влюбленным.
Влюбленные в своего соотечественника парижане собрались в минувшую пятницу на самой вершине Монмартра, на площади, которой только что было присвоено имя Жана Марэ. Наверное, он улыбнулся бы по такому поводу. Прожив долгую и более чем славную жизнь, в которой успеха было больше, чем чего бы то ни было другого, он не чувствовал себя "звездой", оставшись скромным служителем Мельпомены, предпочитавшим огни сценической рампы блеску софитов у кино.