Бремя политкорректности
Многие слухи, которые ходят о наиболее вероятном лауреате Оскара нынешнего сезона Клинте Иствуде, не соответствуют действительности. Вопреки общему мнению, Иствуд совсем не аскет, он умеет наслаждаться жизнью и, по-видимому, именно эта способность дает ему столько творческой энергии.
Например, он относится к вегетарианцам, и, тем более, наиболее крутой их разновидности — "веганам" — как это написано в английской википедии. Более того, Иствуд был ошеломлен, когда ему объяснили, что такое "веган".
На самом деле, несмотря на то, что знаменитый режиссер и актер в свои 78 лет находится в отличной форме, он любит роскошную жизнь во всех смыслах — и в том числе, мясные блюда. Он любит приглашать гостей — и в том числе журналистов, на обед. При этом, у него в доме окна с восхитительным видом на океан, бар с пианино, на котором он частенько играет.
В отличие от своих неразговорчивых персонажей, в жизни он шумен, разговорчив, постоянно шутит и смеется вместе со своей съемочной группы — и все это заставляет его казаться значительно моложе своего возраста.
В этом году на Оскар номинируются сразу два его фильма — "Подмена" с Анджелиной Джоли в главной роли и "Гран Торино", который вышел в прокат буквально на днях. В этом фильме Иствуд не только режиссер, но и актер. Он играет Уолта Ковальски — ветерана корейской войны, втянутого в конфликт с иммигрантами из Юго-Восточной Азии.
За актерскую работу в "Гран Торино" Иствуд уже получил премию от Национального бюро киноведения США. И в связи с этим разговоры о том, что актер и режиссер просто обречен получить Оскара ведутся все чаще. Впрочем, сам Иствуд всегда заявлял, что не слишком интересуется наградами. Когда его спросили, для кого он делает фильмы, Иствуд ответил: "Вы сейчас на него смотрите".
"Гран Торино" стал 29 полнометражным фильмом, режиссера Иствуда. У него таких фильмов больше, чем у многих других известных режиссеров, и в том числе — Скорсезе и Спилберга. Впрочем, долгое время он ассоциировался у зрителя с лихим ковбоем. Начиная с середины 1980-х Иствуд начал ломать это представление о себе.
Сценарий "Гран Торино" футболили по всему Голливуду некоторое время, пока Иствуд его не прочитал. Автор, Ник Шенк, который работал на заводе Форда годы назад, основывал характер Уолта на людях, которых он встретил там, многие из которых — ветераны корейской войны. "Я говорил с многими из тех парней, и они дали мне материал, который не стали бы рассказывать даже жене и детям", — сказал Шенк.
Некоторые режиссеры известны как лучшие друзья актеров. Иствуд, по-видимому, — лучший друг сценариста. "Он не изменил ни слова", — сказал про него автор сценария "Гран Торино" Ник Шенк. По словам самого Иствуда, бережному обращению со сценарием он научился после работы с "Непрощенным".
Тогда он полностью переделал текст, а затем вызвал автора, Дэвида Пиплса, и объявил, что возвращается к первому варианту. Причина была в том, что стараясь улучшить сценарий, Иствуд, по его собственному признанию, его "выхолостил". Впрочем, в фильме не все совпадает со сценарием — например, место действия "Гран Торино" перенесено из Миннеаполиса в Детройт.
Между прочим, Иствуд снял "Гран Торино" за рекордный срок — 32 дня. А после съемок вернулся домой и занялся своими делами. Среди них -игра на пианино, ведь музыку для большинства своих фильмов пишет он сам. Хотя петь Иствуд отказывается — после участия в мюзикле 1969 года "Покрась свой вагон" он дал страшную клятву, что больше никогда не приблизится к микрофону.
Перед съемками "Гран Торино" было много разговоров о том, что Иствуд собирается сделать еще одно продолжение "Грязного Гарри". В этом они ошиблись, хотя в сценарии есть многочисленные "ковбойские диалоги" — шероховатые, но при этом выразительные.
Продюсер "Подмены" Брайан Грейзер назвал это способностью "иногда позволять грязи жизни проникать в его фильмы". Для Иствуда грубость Уолта Ковальски — важная часть его портрета. "Если бы он просто относился по-дружески по всем этим людям и не имел никаких препятствий в борьбе, то не был бы таким интересным персонажем", — сказал он.
Между прочим, Иствуд — отнюдь не сторонник буквально понимаемой политкорректности. В его фильме "Флаги наших отцов" почти нет черных солдат — и он сумел добиться того, чтобы Голливуд принял его либертарианский подход. "Большинство людей страдает от политкорректности", — говорит Иствуд.
В большинстве героев Иствуда нас восхищает не экспрессивность или чувствительность, но, прежде всего — цельность. Они говорят, что собираются сделать, а затем делают это. Будь то в Испании или Сан-Франциско, герои Иствуда никогда не размышляют на тему, как можно "убить одного, чтобы спасти тысячу", как это делается в других голливудских фильмах. Грязный Гарри прост. Он говорит: "Задай себе один вопрос. Выгляжу я удачливым?"
Иствуд способен превосходно играть в свои 78 лет — и это одна из особенностей его долгой карьеры. При этом он утверждает, что "смешно, когда вы не можете играть ваш собственный возраст". Он сравнивает попытку пожилых актеров играть более молодых со стремлением школьников выглядеть старше.
Фильм "Гран Торино" имеет все шансы разойтись на цитаты. "Это то, что я делаю", — говорит он подростку в одной из финальных сцен фильма. "Я закончил дела".
Однако в жизни его работа продолжается. И слухи о том, что он уже сыграл свою последнюю роль, вполне возможно, не соответствуют действительности.
"Некоторые спрашивают, что я буду делать дальше, — говорит Иствуд. — А я им отвечаю, что не знаю, сколько ролей предстоят в будущем 78-летним парням. В том, чтобы сыграть лакея есть что-то не то. Но, хоть я и не против такой роли, скорее всего я буду стоять за камерой".