Вещдоки с "Артдокфеста"
Сегодня в кинотеатре "Художественный" состоится закрытие фестиваля авторской документалистики "Артдокфест" и вручение премий "Лавровая ветвь"-2008 лучшим работам в области неигрового кино.
Вдохновляет уже то, что документальный фестиваль проходит в самом центре Москвы, в кинотеатре, название которого предполагает некую художественную ценность показываемых работ. Даже для организаторов стали сюрпризом очереди на фестивальные просмотры — причем не только бесплатные, но и те, куда продавались билеты. Как будто кризис и ощущаемый конец эпохи гедонизма погнали зрителей на фильмы, лишенные пиаровской раскрутки и приманок в виде медийных звезд.
Звезды на сей раз заседали в жюри: помимо продюсера и режиссера-документалиста Александра Роднянского в него вошли актриса Татьяна Друбич и художник Олег Кулик. Тем самым подчеркивалась цель фестиваля — вывести неигровое кино из профессионального гетто, позиционировать его как полноценное зрелище и как законную часть современного искусства. Хотя в конкурсе на "Лавровую ветвь" есть номинации по телевизионным фильмам и сериалам, и премия, и фестиваль ориентированы на то, чтобы разрушить монополию "телевизионного формата".
Фильмы "Лавровой ветви" и фестивального конкурса частично дублировали друг друга ("Следующее воскресенье" Олега Морозова, "Представление" Сергея Лозницы, "9 забытых песен" Галины Красноборовой). И те и другие представляли сливки русскоязычного неигрового кино, именно русскоязычного, а не только российского. Был, например, фильм израильтянина Фимы Шлика "Идише мама" о страшном мезальянсе: единственный сын Зины, репатриантки из России, решил жениться на девушке из Эфиопии. Многие русские и даже русско-еврейские мужчины легко бы поняли его увлечение чернокожей красавицей. Но не "идише мама": Зина устраивает целую военную кампанию, чтобы предотвратить роковое событие. Ее темперамент и артистизм заставляют вспомнить великую актрису Анну Маньяни в фильме "Самая красивая", только в данном случае образ слепой материнской любви дан без всякого профессионального актерства.
Уже давно реалии нашей страны стали лакомым куском для зарубежных документалистов — и режиссеров, и продюсеров, находящих здесь конфликты и типажи, которых днем с огнем не найдешь в Европе и которых наши документалисты часто не замечают. В этом отличаются и поляки, и немцы, и голландцы, а в последнее время наши соседи эстонцы и финны. Именно они продюсировали картину Алены Полуниной "Революция, которой не было", ставшую открытием "Артдокфеста" и получившую здесь российскую премьеру после недавнего призового успеха на фестивале в Лейпциге.
Внешняя канва фильма — год перед последними президентскими выборами в России и то, как его проживает оппозиция, главным образом нацболовская. При этом фигуры лидеров — Каспарова, Касьянова и даже наиболее харизматичного из них Лимонова — резко уступают по своей выразительности персонажам "рядового состава". Главные герои картины — отец и сын, революционеры-подпольщики с десятилетним стажем. Оба словно сошли со страниц романов Достоевского, оба генетически заражены вирусом идеализма, который — в этом парадокс — и привел Россию к тому историческому состоянию стагнации и реакции, в которое она возвращается после коротких просветлений с пугающей закономерностью.
В этом фильме вообще много пугающего для тех, кто раздувает апокалиптические настроения и предрекает — нельзя сказать, чтобы без оснований — социальные взрывы. Темные инстинкты бродят и в "революционных массах", и в самодеятельных монастырских проповедниках: один из них, мазохистски тоскующий по железной руке Сталина, оказывается чуть не самым зловещим персонажем картины. И однако вопреки всему от нее остается сильное, но не мрачное чувство: лидеры ненадежны, и все же народ, его характер и генотип изувечены, но не убиты.
И еще один фестивальный фильм выделяется на той территории, где публицистика перерастает в искусство. "Между медведем и волком" Дениса Снегирева — хроника судебного процесса над редактором правозащитной газеты. Действие происходит в провинциальном городе, где политическая жизнь или такая тема, как война в Чечне, становится по русскому обычаю кривой изнанкой жизни частной. Что интересно, и это столь раритетное актуальное кино спродюсировано французами: ну, им, конечно, издалека виднее.