Спасти Музей кино
Обращение
к Президенту РФ В.В. Путину,
к Министру культуры РФ А.С. Соколову,
к Руководителю Федерального агентства по культуре и кинематографии РФ М.Е. Швыдкому,
к Мэру Москвы Ю.М. Лужкову,
к Председателю комитета по культуре Государственной Думы РФ И.Д. Кобзону,
к Руководителю Федеральной службы по надзору за соблюдением законодательства в сфере массовых коммуникаций и охране культурного наследия Б.А. Боярскову,
к Министру Экономического развития и торговли Г.О. Грефу,
к Президенту Российского союза промышленников и предпринимателей А.Н. Шохину,
к Пленуму Союза кинематографистов Российской Федерации, и.о. Председателя Союза Кинематографистов РФ Е.В. Герасимову, президентам гильдий Союза, ко всем членам Союза кинематографистов.
Уважаемые руководители России и Москвы, представители власти, культуры и бизнеса!
Мы обращаемся к Вам в связи с проблемой, имеющей особое значение для будущего российской культуры и для международного престижа России и ее столицы — Москвы.
С 1 декабря 2005 года прекращает свои киносеансы Государственный Центральный Музей кино.
Музей кино — это не просто музей с богатейшими коллекциями, отражающими всю историю развития мирового кинематографа. Это и уникальный просветительский центр, единственный в Москве и в России в целом, систематически знакомивший зрителей со всем богатством отечественной и мировой кинокультуры. Такого разнообразия репертуара — 6-8 различных фильмов в день — более нет нигде! Это и научный центр, непрерывно ведущий исследования по истории и теории кино. Это и культурный центр, обеспечивавший как диалог зрителей, режиссеров и кинокритиков, без чего невозможно развитие киноискусства, так и международный диалог культур — благодаря широким международным связям, опирающимся на высокий международный авторитет Музея (так, к примеру, недавно директор Музея Н.И. Клейман стал кавалером японского ордена Восходящего солнца).
Музей кино — важнейший элемент в системе воспроизводства кинокультуры России, и это наглядно продемонстрировано успехом молодых российских режиссеров на международных кинофестивалях и конкурсах. Так, например, лауреат венецианского кинофестиваля А.Звягинцев при вручении награды публично выразил благодарность Музею кино за то кинообразование, которое он получил, непрерывно посещая Музей в течение нескольких лет. Поэтому неудивительно, что в защиту Музея кино в нынешней катастрофической ситуации высказались не только авторитетные зарубежные кинематографисты и общественные деятели: бывший канцлер ФРГ Герхард Шредер, Бернардо Бертолуччи, Квентин Тарантино, Аньес Варда, братья Дарденн, Робер Гедигян, философ Михаил Эпштейн, — но и молодые российские режиссеры, такие как А.Звягинцев, И.Хржановский, А.Герман-младший, А. Зельдович, Д. Троицкий, А. Федорченко, Б. Худойназаров; режиссеры-документалисты И. Волошин, С. Лозница, М. Разбежкина; многочисленные киноведы, сценаристы, режиссеры-мультипликаторы.
В результате скоропалительных решений руководства Союза кинематографистов и бездействия и невнимания со стороны государства Музей кино лишился своих помещений, которые занимал более 15 лет — со дня создания. И если фонды Музея сейчас нашли себе временное пристанище благодаря доброй воле руководителей киностудии "Мосфильм", то кинозалов для ведения своей основной, культурно-просветительской деятельности, у Государственного Центрального Музея кино больше нет! Вопиющее пренебрежение судьбой нашей кинокультуры, приведшее к таким печальным последствиям, не только подрывает авторитет Москвы как европейской кино-столицы, прежде стоявшей вровень с Парижем и Берлином, и разрушает созданные международные культурные связи (Музей кино активно сотрудничал с посольствами многих государств, организуя уникальные ретроспективы и фестивали современного кино), но и ставит под угрозу будущее российского кинематографа.
Прекращение деятельности Государственного Центрального Музея кино как крупнейшей российской синематеки идет вразрез с Федеральным законом "О Музейном фонде РФ" (статьи 18 и 29) и ущемляет права граждан на образование и получение информации (статьи 29, пункт 4; статья 43, пункт 5; статья 44, пункт 2 и 3 Конституции РФ).
Поэтому мы призываем Вас, кто принимает решения на разных уровнях государственной власти, незамедлительно обратить внимание на ситуацию с закрытием Музея кино и приложить усилия к ее разрешению.
Мы убеждены в том, что Музею кино необходимо предоставить или построить собственное здание для кинопоказов, чтобы он мог продолжить свою деятельность и в будущем более не оказывался заложником чужих имущественных претензий.
Для этого мы предлагаем организовать совещание по вопросу дальнейшей судьбы Музея кино с участием всех заинтересованных сторон, на котором был бы разработан проект спасения Музея кино.
Мы не сомневаемся, что такой проект должен быть обязательно создан и внесен в программу развития культуры России на ближайшую перспективу.
Общество Друзей Музея кино
http://www.muzeikino.ru/
21 ноября 2005 г.