Женщина без костей
В кинотеатре "Пушкинский" прочла лекцию Performing Body знаменитая сербская художница-акционистка Марина Абрамович, приехавшая в Москву выступать на церемонии вручения премии Кандинского.
Возможность послушать монолог одной из пионерок радикального перформанса 1970-х предоставил создающийся в Перми Музей современного искусства, а собрать полный зал кинотеатра удалось пиарщикам marka:ff — три года назад Марина Абрамович выступала с такой же лекцией в Третьяковской галерее, но тогда аншлага не было.
Для затравки Марина Абрамович вспомнила, как решила заниматься радикальным искусством. В 14 лет она просила своего отца, "старого партизана", купить ей масляных красок. Вместе с красками ей достался и первый учитель из числа отцовских друзей: он положил холст на пол, выплеснул на него гремучую смесь из красок и подорвал. Тогда-то юная художница и поняла, что в искусстве "процесс важнее результата".
Сделав еще несколько программных заявлений о сути перформанса ("стопроцентная вовлеченность художника и зрителя", "искусство здесь и сейчас — его надо видеть, а верить фото- и видеодокументации нельзя", "музыка — высшая форма искусства, потому что нематериальна, затем следует перформанс, а потом — все остальное"), Марина Абрамович перешла к лекции с показом фрагментов видео, как собственного, так и чужого,- в диапазоне от классиков вроде Вито Аккончи и Криса Бердена до своих студентов.
Из собственного творчества она показала практически все легендарные перформансы. И "Rhythm 0", когда в 1974-м в Неаполе она ("Я была молодая и сумасшедшая") позволила посетителям галереи делать с ее телом все, что угодно, используя разложенные на столике предметы, среди которых был и заряженный пистолет. Перформанс остановили, когда на полураздетую художницу наставили дуло ("Потом в гостинице я увидела, что у меня появилась первая седая прядь"). И перформансы конца 1970-х, сделанные совместно с многолетним партнером — немецким перформансистом Улаем. И последний перформанс-расставание с ним, когда летом 1988-го в течение полутора месяцев они шли навстречу друг другу по Великой Китайской стене, чтобы навсегда попрощаться.
В сущности то было прощание с экстремальным перформансом ее молодости. Теперь она больше выступает с лекциями, делает видеоинсталляции вроде остроумнейшего "Балканского эротического эпоса" (видео из этой инсталляции, входившее в киносборник "Запрещено к показу" (фильм компании "Кино без границ"), тоже показали) и занимается масштабным театральным проектом "Биография" — спектакли-перформансы, в которых рассказывает историю своей жизни. Очередной эпизод "Биографии" под названием "Жизнь и смерть Марины Абрамович" в 2011 году поставит Роберт Уилсон.
На московской лекции Марина Абрамович не показала только "Балканское барокко" — когда на Венецианской биеннале 1997-го перемывала гору окровавленных костей в память о жертвах войны в Югославии, за этот перформанс ей дали "Золотого льва". Вероятно, поскромничала.