Фильм к юбилею
Новый фильм Александра Позднякова "Герман: по ту сторону камеры" порадовал ценителей творчества прославленного режиссера, которому этим летом исполнилось 70 лет.
- Это не фильм "к дате", — говорит Александр Поздняков. — Этот фильм, который был сделан потому, что его нельзя было не сделать. Жизнь Алексея Германа полна событий, знаковых встреч, впечатлений. Сын известного писателя, юноша, наделенный художественными талантами, он не мог не стать режиссером, хотя и не очень стремился к этому. Герман создал кинематограф, щедро напитав его новыми идеями, простыми, на первый взгляд, но чрезвычайно важными для развития киноискусства. "Все мы вышли из "шинели" Германа", — как остроумно заметил кто-то, имея в виду, прежде всего, военные фильмы режиссера.
Перед нами проматывается 52-минутная кинолента его жизни. Этот документальный фильм смотрится на едином дыхании — так интересно то, о чем говорит известный кинорежиссер.
Фильм-портрет Александра Позднякова помогает проникнуть во внутренний мир Алексея Германа. Благодаря этому Герман, картины которого излучают особый магнетизм жизненной правды, приковывает внимание, даже находясь "по ту сторону камеры".
Съемки проходили дома у Алексея Германа в его мансарде на Кронверкском проспекте, а так же в монтажной киностудии "Ленфильм". Режиссер Александр Поздняков знаком с Германом более четверти века, однако даже он узнал о своем коллеге много нового.
- Я благодарен Алексею за то, что он поверил в идею моего фильма и согласился ответить на довольно откровенные вопросы. Это было похоже на психоаналитический сеанс, — поделился Александр Поздняков. — Мы просто разговаривали. В ходе беседы рождались откровения, очень для меня дорогие. Мы сняли огромное количество материала, было из чего выбрать.
Знакомство с творчеством любимого режиссера у Александра Позднякова началось с картины "Начальник опергруппы", позднее она стала называться "Мой друг Иван Лапшин". После "подпольного" просмотра в тесной комнатке на "Ленфильме", он вышел ошарашенным и понял, что после этого фильма кинематограф уже не может быть прежним. Картины Германа наполнены правдой, которую невозможно придумать. Ее можно лишь скрупулезно и кропотливо воссоздать. Алексей Герман был и остается знаковой фигурой нашего кинематографа.
Идея сделать фильм о режиссере Германе не покидала Позднякова давно. Он постоянно думал о том, как это сделать. От замысла до воплощения прошли годы, поэтому съемки проходили легко. Герман — профессионал, но даже ему выступить в роли "актера" было не просто. Даже интересно отчасти.
В фильме много кадров из кинокартин Германа, личных фотографий, хроники. Много откровенного, даже исповедального. Например, мастер вспоминает, как в школе он дрался с одноклассниками. С юмором рассказывает, как его били хулиганы и как перестали бить, после того как он поколотил обидчиков. Это и закалило будущего режиссера, когда его картины ложились "на полки". Герман никогда не мечтал стать режиссером, но так вышло — он стал легендой кино, художником, изменившим кинематограф страны.
- Я стремился показать зрителю ту правду жизни, которая мне была известна, — объясняет он свою позицию с экрана.
Известно, что Герман любит пошутить, даже отшутиться, а в душу мало кого пускает — бережет личное пространство от посторонних глаз. Художники всегда живут "в башне из слоновой кости". Александр Поздняков смог заглянуть Герману в душу и смог показать его таким, какой он есть.
- Это телевизионный фильм. После премьеры в Московском доме кино, которая состоится в январе, его покажут по одному из крупных каналов, — пояснил Александр Поздняков.