Одноклассники
Четыре московских кинозала, отданные под показы фильма Лорана Канте "Класс" (артхаус линия "Кино без границ"),- наш адекватный ответ Золотой пальмовой ветви. Картину, взорвавшую Францию и Каннский фестиваль, увидят у нас немногие избранные, но и это уже достижение.
Тут особенно видна разница между вещами внешне похожими, но на самом деле разделенными стеной. Был у нас когда-то "Розыгрыш", был "Доживем до понедельника", они собирали миллионы и стадионы. Кипели страсти вокруг "Чучела". А потом куда-то все это делось вместе с киностудией Горького, и ни ремейк "Розыгрыша", ни даже хулиганская версия школьной драмы под названием "Все умрут, а я останусь" не стали народными хитами. Да и не могли стать, нет места русскому "Классу" в сегодняшней киножизни — куда уж там соваться французам, тем более что в их классе один араб, один китаец, одна негритянка и один затесавшийся неведомо как белый мальчишка, мечтающий сделать из этой школы ноги.
Не проканает фильм Лорана Канте и в Америке, там расовой пестротой никого не удивишь, а возглавлявший каннское жюри Шон Пенн не зря сказал, что здешние награды, тешащие Европу,- полная противоположность Оскару. Не одному ему, впрочем. Когда Канн стоял навытяжку и неистово аплодировал "Классу", скромно стояли в стороне не только Стивен Содерберг и Клинт Иствуд (участники нынешнего конкурса), но и тени покойных французских режиссеров (от Брессона до Трюффо), ни разу не получивших этой награды, и Морис Пиала, которому награду дали, но тут же за нее освистали. Так что, и вправду Лоран Канте лучше как режиссер, чем плеяда его блистательных соотечественников-классиков?
Действие его фильма замкнуто стенами одного класса одной довольно типичной школы в 20-м аррондисмане Парижа. Молодой учитель французского мсье Марин намерен преподавать юным "дикарям" язык Вольтера и Пруста, а в ответ слышит: "Это средневековье!", "Так не говорила даже моя бабушка!". Поймав из уст учителя слово "сноб", ученики только пожмут плечами; между тем борьба с внутренним снобом (а французы — самая снобистская нация) — главная проблема героя. Учитель сталкивается с мультикультурным вызовом лоб в лоб и должен умело сочетать образовательную миссию, политкорректность и умение говорить со своей паствой на ее языке. О том, как постепенно чужак завоевывает сердца своих учеников, рассказывает эта педагогическая поэма на современный французский лад.
Реальный конфликт культур, классов и поколений показан с юмором, тонкостью и драматизмом, не переходящим в мрачность и пессимизм, поэтому в глазах публики и каннского жюри именно этот фильм оказался лидером конкурса. Помимо жгучей актуальности "Класс" взял тем, что искусно балансирует между игровой и документальной фактурами. В основе — книга бывшего учителя Франсуа Бегодо, написанная в жанре док-фикшн, сам он играет главного героя, а кинокласс набрали из реальных парижских подростков всех мастей. Действие происходит в течение одного учебного года, и ощущение длительности этого процесса обеспечивается тремя камерами, одна из которых отслеживает случайные микрособытия урока — обмены взглядами, судорогу пошатнувшегося стула или гримасу заснувшего подростка.
На подобный эксперимент мало кто шел даже из наиболее продвинутых режиссеров — такой была в свое время наша Динара Асанова. Лоран Канте, начавший с заводской драмы "Отдел кадров", немного напоминает ее своей обостренной социальностью, только отдаленно родственной соцреализму. В глубине же он, как и его учитель-лингвист, связан с традициями французского романа — как социально-психологического, так и экзистенциального, дыхание которого сильнее всего ощутимо в лучшей работе Канте "Тайм-Аут". Что касается "Класса", это кино, как говорится, зачетное, но производить на его основе режиссера в классики несколько преждевременно.