Искусство наших стен
На огромном плазменном экране, который повесили на Раушской набережной, показывают произведения мировых звезд видеоарта. Это фестиваль Moscow on the MOVE — новый проект центра современной культуры "Гараж". Масштаб мероприятия впечатляет. Проекту не хватило легендарных 8,5 тыс. кв. м "Гаража" и десятков тысяч зрителей — здесь рассчитывают как минимум на сотни тысяч.
Английское название фестиваля не только дань глобализму и космополитизму. Moscow on the MOVE — это англо-русский проект, его куратор Ханс Ульрих Обрист ведет международные проекты лондонской Serpentine Gallery. Основная идея фестиваля — включить искусство в пространство и повседневное течение городской жизни — в общем-то не нова. В частности, в свое время ей отдал дань Лев Руднев (впоследствии один из самых знаменитых архитекторов сталинской эпохи, автор ансамбля МГУ на Ленинских горах). В первые послереволюционные годы, когда кино для нас являлось важнейшим из искусств, Руднев предлагал проецировать фильмы на огромные экраны (а еще проще — стены домов) для оживления городской среды, ну и, конечно, в целях пропаганды. Сейчас рекламный видеоэкран — привычная городская деталь — осваивается художниками, которые с готовностью принимают правила игры. Их короткие фильмы подстраиваются под особенности цветопередачи городских экранов, масштабы изображения, отсутствие звука.
В Москве показывают работы 12 авторов — современных видеоартистов и мастеров экспериментального кино. Некоторые произведения были созданы специально для московского проекта. Программа символически начинается с фрагментов классики русского авангарда — "Человека с киноаппаратом" (1929) Дзиги Вертова. Тему отечественного искусства развивает группа AES+F со своими стерильными исследованиями масскульта. Не то чтобы коллеги-художники были достойными наследниками Дзиги Вертова, но и они не лыком шиты — мировая известность, работы в музеях, в 2007 году AES+F представляла Россию на Венецианской биеннале. К старшему поколению можно отнести и Александра Клуге, одного из лидеров немецкого концептуального кино. В своих фильмах он обычно размышляет о социально-политических и юридических проблемах германского общества.
Остальные художники проекта относительно молоды. За исключением медитативного американца Дуга Айткена и двух китайцев — слегка аутичного Янга Фудонга и фантазерки Сао Фей, все авторы — европейцы. Знаменитая видеоартистка из Швейцарии Пипилотти Рист уже знакома московским зрителям своими работами, похожими на цветные сны. Англичанка Сара Моррис прославилась абстрактным видеоартом. Ее соотечественник Дуглас Гордон известен видеоисследованиями человеческой психики, за которые в 1996 году он был удостоен премии Тернера. В июне 2006 года Дуглас Гордон в соавторстве с Филиппом Паррено создал сенсационный фильм "Зидан, портрет XXI века", снятый в режиме реального времени с использованием 17 камер. Видеоработы Филиппа Паррено зрители тоже смогут посмотреть на экране здания "Мосэнерго".