На понижение
Новый налоговый режим, принятый в Великобритании в начале 2007 года, угрожает развитию совместного с британскими кинокомпаниями производства, сообщает Financial Times. Система, работающая на пользу местному кинопроизводству, значительно увеличивает расходы совместных кинопредприятий, в связи с чем начался отток иностранных инвестиций из британского кинопроизводства.
Результаты исследования, проведенного Oxford Economics, показали, что система специальных налоговых послаблений для местного кинопроизводства в скором времени сможет сделать этот сегмент бизнеса невыгодным, поскольку действующая налоговая система в значительной степени ограничивает возможность получения льгот для британских компаний, потративших деньги на территории своей страны. Например, британской съемочной группе, если она проводит съемки за рубежом, придется включить в стоимость фильма те средства, что были потрачены за рубежом. Отрицательное влияние введенной в прошлом году системы подтверждается подсчетами британского киносовета, согласно которым количество совместных с Великобританией проектов в 2007 году сократилось почти вполовину — с 52, выпущенных в 2006 году, до 29 в прошлом. По словам главы Slate Films Андреа Кэлдервуда, участники рынка обеспокоены тем, что исключение совместных производств от налоговых послаблений могло негативно отразиться на репутации Великобритании как участника киноотрасли.
Фильмы освобождаются от уплаты налогов в том случае, если проходят специальный тест на качество содержания, актерский состав и место его релиза. После успешного тестирования кинопроизводители могут рассчитывать на налоговое послабление в размере 25% от стоимости фильма, если бюджет фильма меньше, чем 20 млн фунтов стерлингов, и 20%, если на его производство потрачено больше. Фактически у иностранных компаний нет стимула организовывать совместные с британским кино проекты. По данным британского казначейства, с начала 2007 года, когда система начала действовать, около ста британских фильмов получили налоговые послабления, суммарный объем которых составил около 104 млн фунтов стерлингов.
В России также периодически звучат требования установить квоты на импорт фильмов, а также квоты на прокат иностранного кино. Что при этом, по мнению участников рынка, не так выгодно кинопроизводителям, как налоговые послабления. Вице-президент Национальной академии кинематографических искусств и наук России, секретарь правления Союза кинематографистов РФ Александр Бородянский считает, что к России больше применим налоговый режим, существующий во Франции, где отечественные компании платят существенно меньше налогов, чем иностранные. "Вообще квоты можно устанавливать только в тех случаях, когда отрасль в стране находится в бедственном положении или создается с нуля". В России же, по его словам, общее число производимых отечественных фильмов за последнее десятилетие увеличилось до уровня, который существовал в 70-80-е годы, — около сотни картин в год.