Быть Джоном Траволтой

В Турине завершился 26-й Международный кинофестиваль. Победителем главного конкурса стал фильм "Тони Манеро" чилийского режиссера Пабло Лэррэйна, он же получил приз ФИПРЕССИ, а лучшим актером признан исполнитель главной роли в этой картине Альфредо Кастро.

Туринский фестиваль многие годы был вторым по значению в Италии вслед за Венецианским, а сейчас после неудачной попытки Рима завоевать эту позицию чувствует себя как никогда уверенно. Его возглавляет знаменитый режиссер Нанни Моретти, его поддерживает прекрасный киномузей под началом Альберто Барберы, а количество публики в четырех фестивальных кинотеатрах выросло по сравнению с прошлым годом почти в полтора раза. А ведь еще совсем недавно бывший фестивальный центр пострадал от пожара, сам же фестиваль выселили на задворки Турина. Вдохновляющий пример: в рекордные сроки кризис преодолен.

В качестве почетных гостей здесь побывали в этом году Роман Поланский с Ежи Сколимовским, причем именно в Турине, где бизнес не довлеет над киноманией, крупные режиссеры позволяют себе расслабиться перед прессой и публикой. Например, господин Поланский рассказал о том, как чуть не стал польским партийным функционером, как он терпеть не может французскую "новую волну" и фильмы Джона Кассаветиса, несмотря на то что снимал его как актера в "Ребенке Розмари".

Откровенничал и Оливер Стоун, который показал на открытии фестиваля свой новый фильм "W": довольно язвительное кино о бывшем алкоголике и ревностном христианине, сыне Техаса и фане бейсбола по имени George W.Bush. Президента США, по его убеждению назначенного на эту должность самим Господом Богом, выразительно сыграл Джош Бролин, а другими приманками картины стали не всегда дружеские шаржи на Кондолизу Райс, Дональда Рамсфельда, Дика Чейни и Тони Блэра.

Присутствие больших имен, как это ни странно, в Турине считается только лишь гарниром к основному блюду — творчеству начинающих кинематографистов: хотя фестиваль и потерял прежнее название Cinema Giovane, он по-прежнему ориентирован на поддержку "молодого кино". Бесспорным фаворитом международного конкурса стал чилиец Пабло Лэррэйн — режиссер фильма "Тони Манеро". Родившийся в 1976-м, он поместил на два года позже в разгар пиночетовской диктатуры действие своей ленты, чрезвычайно оригинальной по сюжету и по стилю.

В это время по экранам прошумела "Лихорадка субботним вечером", и национальное телевидение устроило конкурс на лучшего подражателя Джона Траволты в роли бесподобного танцора диско Тони Манеро. Главный герой чилийской картины в стремлении максимально походить на своего идола даже преступает закон, в то время как его партнеры по танцам оказываются в гораздо более серьезном конфликте с режимом, привлекая внимание секретной полиции.

Дождь из призов, посыпавшийся на эту картину, объясняется увлекательностью самой придумки: показать общественную драму в зеркале кинематографической легенды. В то же время это намек на сегодняшний бум шоу-бизнеса и развлечений в стране, еще не смывшей крови недавней диктатуры. Одним из немногих серьезных конкурентов этому фильму стал "Принц Бродвея" американца Шина Бейкера (спецприз жюри) — кинорассказ о судьбах иммигрантов, торгующих контрафактным товаром. В этом сюжете, драматизм которого усиливается появлением в центре событий ничейного ребенка в коляске, можно усмотреть перекличку с "Тони Манеро": в одном случае имитируют киномифологию, в другом — пиратски копируют большие модные бренды.

Единственная российская участница фестиваля — показанная вне конкурса документальная короткометражка Павла Медведева "Незримое" — тоже отвечает сквозной теме фестиваля, которую можно определить как подмена реальности фикцией. Дело происходит во время саммита G8 в Петербурге, на время которого город превращен в милитаризованную зону и словно переживает вторую блокаду. Особенно впечатляюще выглядело в эти дни самое большое городское кладбище, которому не повезло оказаться в опасной близости от виповского мероприятия и которое было закрыто на дни саммита. Так что в эти дни никто не хотел умирать, а тот, кого все же угораздило, ждал отбытия мировых лидеров, чтобы быть захороненным.

В большом конкурсе Турина российских фильмов нет уже который год. Хотя могли бы: нынешний сезон был урожайным на работы молодых режиссеров, назовем хотя бы "Шультес" Бакура Бакурадзе и "Однажды в провинции" Кати Шагаловой. Эти и другие фильмы успешно курсируют по фестивалям, но Туринский благополучно миновали. Хотя, судя по уровню конкурса, вполне могли бы внести в него свою краску. Зато режиссер награжденного в Венеции "Бумажного солдата" Алексей Герман-младший заседал в Турине в международном жюри. Так что без нашего участия и здесь не обошлось.



Сайт управляется системой uCoz