Лоран Канте
Произошло событие, которого французы ждали давно: фильм французского режиссера стал наконец победителем Каннского кинофестиваля. Оказывается, это бывает не так часто — иногда местные фильмы попадают в конкурс, но, оказавшись в поле зрения международного жюри, они почти всегда проигрывают более энергичным американским, азиатским или даже румынским лентам.
"Класс" Лорана Канте (артхаус линия "Кино без границ") вернул французскому кино ощущение утраченной актуальности, и 47-летний режиссер этой картины был тут же произведен в классики. А началось все с того, что он окончил Парижскую киношколу, поработал ассистентом документалиста Макса Офюльса на съемках фильма о журналистах на войне в Боснии, стал писать сценарии и снимать короткометражки. В 1997 году поставил заказную картину "Кровососы" для серии фильмов о том, как человечество собирается встречать миллениум. В 1999-м появился "Отдел кадров" — фильм, принесший Канте множество международных премий. Это была история молодого менеджера из рабочей семьи, который приходил на завод, где должен был в качестве первого задания провести сокращения в коллективе. Первой жертвой оказывался его отец — заводской ветеран. Старик не мыслил своей жизни без работы и приходил на завод даже после увольнения. Фильм "Тайм-аут" (2001) (артхаус линия "Кино без границ") тоже был посвящен унизительности потери работы — героя увольняли, и он, не решаясь признаться семье, выдумывал себе компанию, в которой он якобы трудоустроился, и даже убеждал друзей вложить в нее деньги. На эти деньги он жил, а в "рабочее время", полный отчаяния, ездил на автомобиле в окрестностях своего города.
В 2005-м появился фильм Канте "На юг" (артхаус линия "Кино без границ"), довольно необычный для этого режиссера. Как правило, у него играют малоизвестные исполнители или даже непрофессионалы, в эту же картину он пригласил Шарлотту Рэмплинг — она играла одну из трех стареющих англосаксонских дам, что ехали на Гаити в поисках любовных радостей. Все без исключения фильмы Канте — социальные драмы, а его стиль можно назвать гиперреализмом.
Два года назад режиссер развесил в колледже Дольто (средней школе в неблагополучном рабочем районе Парижа) объявления о кастинге для своего нового фильма. Потом отобрал 25 подростков и провел с ними несколько съемочных недель. "У меня возникла идея сделать фильм о жизни средней школы, где бы я ни разу не выходил за пределы классной комнаты и использовал ее как резонатор, микрокосмос, в котором разыгрываются темы равенства и неравенства",- говорит Канте. Идея осуществилась, когда он познакомился с Франсуа Бегодо, бывшим учителем, автором автобиографического бестселлера и документального фильма. Канте особенно привлекло то, что учитель занялся писательством не для того, чтобы отомстить подросткам, показать их дикарями и идиотами. "К несчастью или к счастью,- говорит режиссер,- жизнь этих ребят непроста. Все они принадлежат к разным расам, у них разные биографии. В некоторых семьях по-французски даже не говорят".
И вот вердикт жюри: "Класс" — лучший фильм фестиваля. А французы, ждавшие этого 21 год, наконец отхватили Золотую пальмовую ветвь. Лорану Канте удалось то, чего не дождались его куда более именитые и прославленные коллеги. Уже перед просмотром картине устроили овацию — это было эхо успеха на пресс-показе. А когда фильм награждали, все ученики класса вышли на сцену, окружили Лорана Канте и чувствовали себя не меньшими звездами, чем Натали Портман, Роман Полански и Жан Рено.