Высший "Класс"

По-французски эта картина называется "За стенами", и впрямь ее действие практически целиком разыгрывается в стенах одного класса парижской школы, где почти не встретишь белых лиц. В этот проблемный подростковый коллектив приходит новый учитель, белокожий щуплый коренной француз, который — как и настоящий голландец в Голландии и вообще европеец в Европе — уже сегодня не воспринимается как абсолютное большинство, а завтра рискует стать меньшинством и даже реликтом. Именно как представителя меньшинств встречают учителя в классе, а один из первых вопросов, который он услышит: "Правда ли, что вы любите мужчин?" Чрезмерно интеллигентный молодой человек, употребляющий никому не понятные ученые слова, в представлении детей городской окраины — даже не чудак, а просто "пидор".

Таких школ полно на обочинах больших городов, и эта совсем не исключение. Учитель сталкивается с мультикультурным вызовом лоб в лоб и должен умело сочетать образовательную миссию, политкорректность и умение говорить со своей паствой на ее языке. О том, как постепенно чужак завоевывает сердца своих учеников, рассказывает эта педагогическая поэма на современный французский лад.

"Класс" (артхаус линия "Кино без границ") поставлен по книге Франсуа Бегодо, который сам проработал в школе с иммигрантским контингентом: он и сыграл в фильме главную роль. Документальная основа поддержана аутентичным составом исполнителей, в котором нет ни одного профессионального артиста, и стилем режиссуры Лорана Канте. Имя этого постановщика привлекло внимание еще девять лет назад, когда появился его фильм "Отдел кадров" (буквальный перевод с французского — "Человеческие ресурсы"). Речь шла о ситуации на заводе, хозяева которого хотят избавиться от пожилого работника, и о том, как коллектив пытается сообща бороться за социальную справедливость. Скучную вроде бы тему Лоран Канте ухитряется сделать увлекательной за счет свежего взгляда, искренности и полного погружения в проблемы своих героев. В частности, увольнять отца приходится его сыну — новоиспеченному менеджеру: социальный конфликт перетекает в семейную драму.

И последующие фильмы Канте подтвердили, что этот режиссер обладает и своим стилем, и своим набором тем, которые умеет исследовать присущим только ему методом. Только поверхностно этот метод напоминает соцреализм, в глубине же Лоран Канте связан с этическими традициями французского романа, как социально-психологического, так и экзистенциального. Вот почему, помимо прочего, стала принципиально знаковой победа "Класса" на последнем Каннском фестивале. К тому же французы не получали "Золотой пальмовой ветви" на своем фестивале более двадцати лет.

Когда "Класс" был показан под занавес Каннского фестиваля 2008 года, сразу стало ясно, что ему обеспечен большой успех. Картина попала в сердцевину проблемы, остро волнующей сегодняшнее французское общество: как интегрировать в него иммигрантов, приобщить их к ценностям французской культуры и образа жизни. Авторы "Класса" отвечают на этот вопрос без снобизма, позитивно, но при этом не облегчая проблему и не идеализируя ни одну из сторон. Это плюс высший класс режиссуры обеспечили Лорану Канте награду, которую не смогли получить его знаменитые соотечественники Робер Брессон и Франсуа Трюффо.



Сайт управляется системой uCoz