Итальянцев возьмут на испуг

В Турине открылся 23-й Международный кинофестиваль, который представляет обширную программу молодого и культового кино. Единственным ее российским участником станет фильм "Солнце" Александра Сокурова. Из Турина — АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Два года назад здесь прошла первая полная ретроспектива петербургского режиссера, и к ней издан увесистый каталог, среди авторов которого Анджей Вайда, Мануэль де Оливейра и Ник Кейв: последний посвятил фильму "Мать и сын" статью под названием "Я плакал от начала до конца...". В свое время фестиваль приложил руку к тому, чтобы привлечь международное внимание к новым именам постсоветского кино (помимо Сокурова, это Сергей Бодров и Бахтиер Худойназаров), но потом мало-помалу ослабил с ними контакт. Сокуров остался, по существу, единственным исключением. Новые имена ищутся теперь на более перспективных, как считают здесь, территориях, и Россия в них пока не входит.

Основной интерес фестиваля направлен в сторону культового американского кинематографа: ежегодно здесь представляют программу Americana, в которой собирают работы наиболее противоречивых и провокативных авторов, работающих в классических жанрах, но использующих необычные визуальные форматы и шокирующую, глубоко индивидуальную образность. Любимые герои Туринского фестиваля — режиссеры Джон Карпентер, Пол Шредер, Джон Лэндис, Джо Данте и Мартин Скорсезе. С ними вступают в продуктивный творческий диалог европейские визионеры Дарио Ардженто и Вернер Херцог. Характерна при этом разница школ и диаметрально противоположный подход к тренингу творческого воображения. Европейцы говорят о подсознательных страхах и способности вступать в транс. Американцы делают акцент на чисто профессиональной имитации мира ужасов.

Спецпрограмма "Маэстро ужаса" познакомит зрителей с 13 часовыми фильмами режиссеров (помимо названных это Такаси Миикэ, Мик Гаррис и Стюарт Гордон), шесть из которых получат в Турине право мировой премьеры. По словам Карпентера, автора нового фильма "Сигарета вспыхивает", "хоррор — это настолько основополагающий жанр, что он не нуждается в реабилитации". И тем не менее именно Туринский фестиваль сделал многое для того, чтобы привлечь внимание к образной силе фильмов, которые долгое время пребывали в маргинальной нише киноиндустрии и несли на себе клеймо B-movies.

Как всегда, Туринский фестиваль наводит фокус на несколько нестандартных режиссерских имен. В этом году героем персональной мини-ретроспективы станет голливудский актер Альфред Грин, начинавший еще в немом кино, переквалифицировавшийся в режиссеры, снявший в 1933 году один из самых скандальных фильмов "Детское лицо", многократно становившийся жертвой цензуры и прославившийся в конце своей карьеры в жанре "антикоммунистической мелодрамы". Другие спецпрограммы будут посвящены Лоджу Керригану, вышедшему из "школы Санденса", и Уолтеру Хиллу, одной из ключевых фигур кинематографа США 60-80-х годов. А противостоять "американскому доминированию" будет в Турине с полной ретроспективой французский ветеран Клод Шаброль, соединивший бунтарскую эстетику новых волн, социальную хрестоматичность "современного Бальзака" и неожиданный экзистенциальный поворот жанра хичкоковского саспенса.



Сайт управляется системой uCoz