Итоги "Кино против ненависти"

Строго говоря, антифашистским он называется по опыту прошлых лет. В этом году организаторы сформулировали название именно так — "кино против ненависти". В результате фестиваль превратился в пусть и не слишком масштабную (посетителей было человек 300), но уникальную площадку для встречи общественных активистов самого разного толка: правозащитников, религиозных деятелей, анархистов, публичных антифашистов и обычно избегающих внимания уличных бойцов, да и просто небезразличных людей. Если учесть, что мероприятие проводилось при финансировании "из собственного кармана", без какой-либо крупно-партийной поддержки, модель получится универсальная и крайне привлекательная для тех, кто чувствует себя посторонним на кухне во время вечерних выпусков новостей.

"Только имен настоящих не называй, — говорит мне Екатерина, одна из организаторов фестиваля, когда мы вместе перед первым фестивальным показом фильма Виталия Манского "Рассвет\Закат. Далай-Лама XIV" ждем прибытия гостей. — Нет, в принципе, ничего страшного нет, информацию мы распространяем и через открытые источники, но очень не хочется как-нибудь на выходе из дома получить удар ножом". Тут на ум приходят имена Гиренко и Филатова, один ученый-антифашист, второй скинхед-антирасист — обоих убили на пороге собственного дома.

Сейчас в числе организаторов выступают Молодежное Правозащитное Движение, либертарное движение "Свободные радикалы", Дагестанская региональная общественная организация "Живое слово", Молодежная сеть против расизма и нетерпимости. Но начиналось все с идеи, что пришла в голову паре авантюристов.

"Идея фестиваля родилась в 2006 году спонтанно. — вспоминает Маша, — Каждый год в России и Европе с 9 по 16 ноября проводится международная неделя просветительских действий "Хрустальная ночь — Никогда Снова!" как дань памяти жертвам первого еврейского погрома в нацистской Германии. Вот к этой неделе мы и решили приурочить фестиваль. Мне сложно сейчас понять, как мы на это решились тогда — вдвоем, без опыта, без фильмов, без денег... Но неожиданно все начало складываться. Нашли фильмы, придумали название, темы дискуссий. Позвонили в Музей и общественный центр им. Андрея Сахарова, поговорили с Юрием Вадимовичем Самодуровым, который был там тогда директором. Он, конечно, поругал нас за такой "сюрприз", но в итоге предоставил помещение на три дня. И, насколько я знаю, не пожалел потом. Второй раз договориться с музеем было значительно проще". Вот так пришли к полноценной фестивальной неделе, на открытие которой пришли, например, господин Таши и господин Норпа Наванг Рабгял, бывший и нынешний представитель Его Святейшества Далай Ламы в СНГ. Показ начался, а за дверями музея остались прогуливаться двое высокорослых парней — так получается, что вечером в центре Москвы, людей собравшихся посмотреть кино на острые социальные темы, надо охранять.

Организаторы подобрали темы, так, чтобы они отражали по возможности самые острые и актуальные сейчас аспекты проблемы нетерпимости: молодежные праворадикальные группировки, свобода слова и оскорбление религиозных чувств, философия ненасилия. Екатерина поясняет: "Выбираем мы коллективно, и при выборе фильмов пытаемся понять, что могут они дать зрителям, о чем можно будет после них поговорить. Мы не хотели бы травмировать зрителя ради эпатажа, но и не хотели бы упрощать сложных проблем и явлений, подсовывая адаптированные картинки". Примером такого разговора может послужить дискуссия в конце второго фестивального дня, когда был показан новый фильм датского документалиста (имя) "Кровавые карикатуры", посвященный реакции на печально прославившиеся в 2005 году карикатурные изображения пророка Мухаммеда, появившиеся в датской газете "Jyllands-Posten".

...В конце последнего дня большая группа — зрители и организаторы вместе — двинулись в сторону метро: кто-то обсуждал последние нацистские преступления, кто-то недоумевал по поводу участившихся репрессий против антифа, кто-то рассказывал о других просветительских действий прошедшей недели. "Реально мы оцениваем наш фестиваль как маленький островок в огромном море, — говорит Маша — Но уверены, что из множества подобных инициатив может сложиться альтернатива ненависти и насилию, важно, чтобы это присутствовало в информационном пространстве. И я знаю, что многие из организаторов мечтают о том, чтобы был практический результат, — присоединяется Екатерина — чтобы люди начинали действовать. Пусть локально в пределах своего двора, района, города — но чтобы не проходили мимо проявлений ненависти, фашизма. Чтобы не оставались равнодушными там, где это недопустимо, чтобы посторонних в обществе не осталось".



Сайт управляется системой uCoz