"Кинематограф тайны"
Андре Дельво (1936 — 2002), к сожалению, менее известен, чем его великие современники. Но и он внес большой вклад в магический кинореализм. Границы между реальностью и сновидением, между обыденным и чудесным в его лентах чрезвычайно зыбки.
"Его мир, зримый и молчаливый, дышит странным непреодолимым волшебством" (Марсель Мартен, крупнейший киновед Европы). Именно недосказанностью своих фильмов Дельво внес нечто свое в развитие кино Европы. "Лиризм его фильмов — метафора вопросов, которые Дельво задает и бытию, и небытию" (Адольф Нисенхолк).
"Европейская культура объединяет чрезвычайно разнообразные явления. Кинематограф Андре Дельво занимает в ней совершенно особое место. Дельво неповторим, его уникальность специфична — соединение яви и "сдвига" реальности, игра на грани фантастики и быта. Мало у кого это получалось, разве что у Феллини. Один из самых образованных людей своего времени, человек, учившийся в консерватории, композитор, философ, эссеист, германист, киноман, Дельво прошел через множество искушений, прежде чем занялся режиссурой. У Дельво происходит непрерывное сопоставление, столкновение двух культурных традиций: фламандской и французской. От фламандской культуры у него жесткость конструкции, четкая продуманность каждой детали. От французской — внутренняя чувственность, ощущение постоянно меняющегося мира. У Дельво всегда есть некая нерасшифрованность, нераскрытая тайна. В этом особая прелесть его картин, его ни на что не похожего мира". (Владимир Дмитриев, киновед, архивист, организатор первой российской ретроспективы фильмов Андре Дельво )
Киноклуб "Ракурс" явился инициатором проведения в Самаре второй в России ретроспективы режиссера, составленной из четырех его лучших фильмов, снятых на французском языке.
ПРОГРАММА:
2 декабря, 19:00 "Однажды вечером, поезд"
Бельгия-Франция, 1968
В ролях Ив Монтан, Анук Эме, Адриана Богдан
Звезды французского кино в загадочно-таинственной истории взаимоотношений супругов, отправляющихся в неведомое путешествие в одном и том же поезде. Давняя стена непонимания мешает обоим. Далее — то ли сон, то ли явь. Сюр правит бал. И волшебство кинематографа, доступное немногим...
4 декабря, 19:30 "Свидание в Брэ"
Бельгия-Франция-ФРГ, 1971
В ролях Анна Карина, Бюль Ожье, Матьё Карьер
Экранизируя повесть замечательного фламандского сюрреалиста Жюльена Грака о временах Первой Мировой войны, режиссер вслед за писателем изображает мир тайны, сновидений из жизни двух приятеле, потерявшихся во времени, о свидании, которое не состоялось, о загадочных женщинах, пленницах воображаемого (одну из них играет муза Жан-Люка Годара).
9 декабря, 19:00 "Красавица"
Бельгия-Франция, 1973
В ролях Жан-Люк Бидо, Даниель Делорм, Адриана Богдан
Продолжение размышлений режиссера о природе объективного и субъективного, мысли и реальности, сновидческой природе кинематографа. Герой фильма, архивист, возвращающийся с научной конференции, оказавшийся в загадочном лесу рядом с не менее загадочными собакообразными существами, а затем и в некоем пространстве-времени в соседстве со странной женщиной.
Сон правит бал? Параллельная реальность? Воображаемое?
11 декабря, 19:30 "Философский камень"
Франция-Бельгия, 1988
В ролях Джиан Мария Волонте, Жан Буиз, Сэми Фрэй, Анна Карина
Экранизация романа Маргерит Юрсенар. Главный герой фильма — неподвижный путешественник. В своем вооюражении он встречается с разными людьми и попадает в разные места. Он путешествует по средневековой Европе и возвращается в родной Брюгге. Здесь, наблюдая за деградацией окружающего его мира, он иначинает осознавать тягу к свободе. Медик, алхимик, философ, он вмещает в себя интеллектуальный опыт эпохи. Чтобы выйти зарамки рационального, ему остается только придумать мораль, которая придала бы смысл его знанию.