Вальс с политикой
В отличие от американских, британских и австралийских картин, которые изначально предлагаются подразделениями Американской киноакадемии, иностранные картины выдвигаются странами-производителями, точнее существующими в них комиссиями или комитетами. Не всегда эти выдвижения бывают объективными, но в любом случае выбор определяет группа кинематографистов, владеющая ситуацией в стране.
Таких выдвиженцев (которых может быть столько, сколько кинопроизводящих стран в мире, то есть более сотни) ни в коем случае нельзя путать с номинантами: их в итоге окажется только пять, и объявлены они будут 22 января следующего года, ровно за месяц до оскаровской церемонии. Между тем часто о какой-нибудь третьестепенной ленте, еще только предложенной к участию в конкурсе страной Мурландией, даже на афишах пишут: "Номинирована на "Оскар" — это сильное преувеличение.
Академия никак не контролирует качество выдвигаемых картин, она только следит, чтобы выдвижение не противоречило регламенту премии, который для этой категории последние годы часто меняется, или, как говорят в верхах киноакадемии, совершенствуется в соответствии с вызовами нашего мультикультурного времени. Академия немного стыдится возрастного консерватизма и слабой образованности своих членов, которые не всегда способны отличить Словению от Словакии, а Россию от Грузии и к тому же нелюбопытны и ходят на просмотры иностранных картин из-под палки. В этом году интеллектуальный уровень академиков решили поднять за счет новоизбранных членов, среди которых такие умы, как скандальный комик Саша Барон Коэн, французская актриса Марион Котийяр, награжденная "Оскаром" за роль Эдит Пиаф, и Диабло Коди, бывшая стриптизерша и оскароносная сценаристка фильма "Джуно".
Еще одна сложность состоит в том, что при нынешней глобализации в киноиндустрии все труднее становится определить национальность фильмов, многие из которых делаются в международных копродукциях. Критерием служит язык, на котором снята картина, гражданство режиссера и происхождение источников финансирования. Несмотря на все изменения в регламенте премии, основополагающим остается одно требование: выдвинутый на "Оскар" фильм должен выйти в коммерческий прокат в своей стране и показываться не меньше недели до 1 октября года, предшествующего присуждению наград.
Выдвинутые в этом году фильмы отличаются от картин предыдущих лет явным преобладанием социально-критического и аналитического кино с острыми политическими мотивами. Таковы все претенденты от главных европейских стран.
Франция выдвинула "Класс" (артхаус линия "Кино без границ") Лорана Канте, фильм-победитель последнего Каннского фестиваля. По-французски картина называется "За стенами", и в самом деле ее действие практически целиком разыгрывается в стенах одного проблемного класса парижской школы, где почти не встретишь белых лиц. Учитель — коренной француз — сталкивается с "мультикультурным вызовом" не понаслышке и должен сочетать образовательную миссию, политкорректность и умение говорить с детьми городских окраин на их языке.
От Германии за "Оскар" будет бороться "Комплекс Баадер-Майнхоф" Ули Эделя, фильм-реконструкция деятельности знаменитой в 70-х годах прошлого века леворадикальной группы "Фракция Красной армии". Поскольку еще живы, с одной стороны, дети многих ее жертв, а с другой — потомки самих активистов левого террора, вокруг концепции этой картины в Германии разгорелась острая дискуссия: одни обвиняют создателей фильма в идеализации, другие — в разоблачении легендарных террористов.
Не менее провокационно прозвучал на родине итальянский фильм "Гоморра" (артхаус линия "Кино без границ") режиссера Маттео Гарроне, завоевавший одну из главных наград в Канне и тоже выдвинутый на "Оскар". Это эпический кинороман о деятельности неаполитанской мафии — каморры, которая проникла во все сферы человеческой деятельности. Фильм имел колоссальный коммерческий успех в Италии, а его появление сопровождалось скандалами. Так, в фильме в качестве статиста снялся один из главарей мафии, но как только фильм вышел на экраны, свидетели преступлений, совершенных мафиозо, его опознали. Сам режиссер вошел в тесный контакт с "крестными отцами" каморры и даже женился на дочери одного из них. И это при том, что автор книги, сюжет которой положен в основу этого фильма, до сих пор ходит под охраной, опасаясь мести преступников.
С политикой связан и выдвинутый от Израиля "Вальс с Баширом" (артхаус линия "Кино без границ") Ари Фольмана, поскольку речь в фильме идет о свидетельствах участников войны в Ливане в 80-х годах прошлого века. Уникальность картины в том, что она соединяет приемы документального кино с изысками поэтической анимации: получается удивительно свежий и бодрящий жанровый коктейль.
В списке оскаровских выдвиженцев есть и другие картины, интересные с точки зрения формы и кинематографических идей. Это громко прозвучавший на Московском фестивале болгарский "Дзифт" (артхаус линия "Кино без границ") Явора Гырдева — стилизованный черно-белый нуар с антитоталитарным месседжем. Фильм получил награду ММКФ за лучшую режиссуру. Это "Карамазовы" (артхаус линия "Кино без границ") чеха Петра Зеленки — комбинация фрагментов спектакля по роману Достоевского и сюжета из жизни чешских артистов, а также рабочих польского завода в Новой Гуте, где в фабричных декорациях осуществляется авангардная театральная постановка.
Среди экзотических стран впервые на "Оскар" будет претендовать фильм из Иордании. Украина, большая страна, которая с трудом налаживает собственное кинопроизводство, представила психологический триллер "Иллюзия страха", снятый по книге первого вице-премьера Александра Турчинова с участием хорошо знакомых нам Андрея Панина, Алены Бабенко, Сергея Гармаша и Алексея Петренко. Еще один наш соотечественник — Сергей Дворцевой фигурирует в оскаровском списке как режиссер выдвинутого Казахстаном фильма "Тюльпан", успевшего стать фестивальным шлягером на всех широтах.
Россию на "Оскаре" будет представлять "Русалка" Анны Меликян — другой фестивальный хит сезона, успевший сорвать призы в Берлине, Санденсе и еще во множестве других мест. Именно благодаря этому "Русалка" обошла других претендентов: картины "Однажды в провинции" Кати Шагаловой, "Пленный" Алексея Учителя, "Джоконда на асфальте" Владимира Наумова и "Русская игра" Павла Чухрая. Из них наибольшие шансы заинтересовать голливудских академиков были у "Пленного" — качественного и вменяемого фильма на тему чеченской войны. Остальные лидеры артхаусного кино в России явно не отличались конкурентоспособностью.
Что касается "Русалки", ее шансы можно определить как не самые высокие, хотя здесь остается место для сюрприза. В главную тенденцию кинематографического года "Русалка" явно не вписывается: это кино совершенно аполитично, а социальные мотивы если и прочитываются, то на периферии сюжета. Картина представляет собой своеобразный микст нашей знаменитой сказочной мелодрамы "Москва слезам не верит" и не менее знаменитой французской "Амели", тоже во многом сказочной. "Русалка" — аутичная девушка (эталонная роль Маши Шалаевой), наделенная парапсихологическими способностями, которая приезжает в Москву из провинции и сталкивается со столичной "жестью". В отличие от других подобных лент эта сделана с юмором, современно и с учетом вкусов молодежной аудитории.
Последнее качество в оскаровском контексте может оказаться скорее минус-фактором, ведь академики отличаются преклонным возрастом и не слишком падки на молодежную моду. Впрочем, иногда они не против и позаигрывать с ней, именно этим объясняется памятный успех фильма "Джуно".
На "Оскаре" не исключены самые фантастические сюжеты, опровергающие прогнозы всех знатоков и экспертов. Именно такая сенсация случилась в 1980 году, когда в пятерку номинантов по категории "Лучший иноязычный фильм" вошли шедевры Трюффо и Куросавы, но победила "Москва слезам не верит" никому не известного Владимира Меньшова. К тому же это произошло на фоне советского вторжения в Афганистан, что должно было оттолкнуть от нашей картины американцев. Однако они "проголосовали сердцем": их сентиментальные чувства и любовь к экзотике были затронуты такими подробностями, как то, что советские девушки ищут себе женихов не на дискотеках, а в библиотеках.
Будет ли сюрприз на этот раз, сказать трудно. Он возможен в том случае, если академиков утомит чрезмерная доза политики в фильмах-выдвиженцах этого года и они захотят отдохнуть от нее наедине с русской русалкой.