Эйзенштейн, Виго, Дрейер

Прежде всего покажут знаменитый ранний фильм Сергея Эйзенштейна "Броненосец "Потемкин" (1925), по которому учат монтажу студентов-кинематографистов всего мира. Эта немая лента пойдет в музыкальном сопровождении известного кинопианиста Алеши Циммермана из Германии.

Увидим и еще один фильм выдающегося мастера — "Иван Грозный". Первая его серия серия вышла в 1945-м, вторая, полежав на полке, — только в 1958 году. В этой картине режиссер в своих поисках выходит за рамки собственно кино. Наглядность драматургических ходов, пафосная декламация актеров, экспрессивный, но вместе "искусственный" свет привели к тому, что к фильму приклеилась кличка "киноопера". Пусть так, зато великая киноопера!

Французского режиссера Жана Виго многие выдающиеся режиссеры считают своим учителем. А сам Виго в истории кино проходит как отец поэтического реализма, а его "Аталанта" (1934) в учебниках по кино приводится как хрестоматийный пример этого жанра.

Франсуа Трюффо не стеснялся признать, что его "400 ударов" выросли из виговского "Ноля за поведение" (1933). Вообще Виго подняла на пьедестал именно французская "новая волна". В предвоенное время его фильмы были запрещены цензурой.

Еще одна персона из учебника — датчанин Карл Теодор Дрейер, ставивший свои фильмы в Германии и Франции. Его историческая драма "Страсти Жанны дАрк" (1928) — всегдашний мастер-класс на два академических часа. А кадр из фильма с Рене Фальконетти в роли Жанны (на снимке) стал одним из символов немого кино вообще.

Может быть, еще несколько фильмов Карла Теодора помогут понять, на какой почве вырос современный датский мэтр Ларс фон Триер, очень почитающий своего предтечу. Вот эти картины Дрейера: "Вампир" (1932), "День гнева" (1943), "Слово" (1955).

Встречи с шедеврами кино нам устраивают Национальный киноцентр, Французский культурный центр и Датский институт культуры.

Для школьников, студентов и пенсионеров вход свободный.

Также свободен вход на конференцию, посвященную трем упомянутым китам мирового кино. Она состоится 29 ноября в 13.00 в к/т "Рига". Действующие лица: наша кинокритик Дита Риетума, московский исследователь кино и режиссер Олег Ковалов, датский киновед Каспер Тубьерг и дочь Виго — кинокритик Лииса Виго.

Программа

"Страсти Жанны дАрк" — 21 ноября в 18.00 (открытие дней кино), 23-го в 20.30;

"Слово" — 21 ноября в 20.00, 26-го в 20.00;

"Вампир. Сон Аллана ГреЯ" — 22 ноября в 16.00, 24-го в 20.00;

"Иван Грозный" (1-я серия) — 22 ноября в 18.00, 25-го в 20.00;

"Иван Грозный. БоЯрский заговор" (2-я серия) — 22 ноября в 20.00, 26-го в 18.00;

"День гнева" — 23 ноября в 16.00, 25-го в 18.00;

"Ноль за поведение" и "Аталанта" — 23 ноября в 18.00, 28-го в 20.00;

"Броненосец "Потемкин" (тапер — Алеша Циммерман) — 27 ноября в 20.00, 28-го в 18.00.

Фильм режиссера Олега Ковалова "Сергей Эйзенштейн. АвтобиографиЯ" (1966) покажут 24 ноября в 18.00, а его же картину "Сергей Эйзенштейн. Мексиканская фантазия" (1998) — 27-го в 18.00.

В фильмах много кадров из фильмов Эйзенштейна. Второй из них — снятый им вместе с оператором Эдуардом Тиссе материал неосуществленного фильма про Мексику. Поэтому Ковалов в знак уважения поставил в титры имя Эйзенштейна. В оба своих фильма.



Сайт управляется системой uCoz