Русские на подступах к Берлину

18-й Фестиваль восточноевропейского кино в немецком городе Котбусе завершился победой российских фильмов. В жюри заседал и в раздаче наград участвовал АНДРЕЙ Ъ-ПЛАХОВ.

Каждый год в Котбусе наводится фокус на одну из кинематографий Центральной и Восточной Европы, которая понимается широко и включает в себя даже Среднюю Азию и Закавказье. В этом году в фокусе оказались страны Балтии, и на фестивальном постере красовалась пышногрудая русалка. Но даже в этой программе не обошлось без России: ее представляла картина Алексея Балабанова "Мне не больно", снятая в Петербурге и наиболее "прибалтийская" по духу.

В главном конкурсе российское кино доминировало до почти неприличной степени: из десяти фильмов четыре, то есть почти половина, сняты российскими режиссерами, в основном на русском языке, при этом полностью или частично финансированы в России. Но составители программы даже этим не ограничились и придумали отдельную акцию под названием "Русский день": в ее рамках было показано еще несколько новых российских фильмов. Тем самым фестиваль отдал должное подъему российской киноиндустрии.

И речь идет не только о количестве. С точки зрения членов международного жюри, преимущество наших фильмов перед венгерскими, румынскими и хорватскими было совершенно очевидно, и только дипломатическая осторожность не позволила арбитрам согласиться с тем, чтобы все награды (причем денежные — от €5 тыс. до €18 тыс.) отправились в Россию. Единогласно лучшим фильмом фестивального конкурса признан "Пленный" Алексея Учителя, который и получил главный приз с формулировкой "За драматическое художественное отражение жестокой природы войны и ценности каждый человеческой жизни".

Другим фаворитом стал показанный на открытии фестиваля "Тюльпан" Сергея Дворцевого, который продолжает цвести на всех фестивальных полях. После побед в Канне, Токио, Лондоне, присуждения в Австралии "тихоокеанского "Оскара"" фильм добрался наконец до Германии — страны-сопродюсера, которая много сделала для реализации этого оригинального проекта, осуществленного методом многомесячного документального наблюдения в казахской степи. Сергей Дворцевой добавил в копилку наград приз фестиваля в Котбусе за режиссуру. Специального упоминания удостоилось "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, кроме того, этой картине были присуждены призы ФИПРЕССИ (международной критики) и экуменического (религиозного) жюри. "Муха" Владимира Котта признана лучшей дебютной лентой.

Это не значит, что фильмы наших восточноевропейских соседей не отличались интересными сюжетами и профессиональными достоинствами. Венгерская "Дельта" Корнела Мундручо — мрачная декадентская поэма о сестре и брате, которые своей инцестуальной связью бросают вызов косной деревенской массе. Чешский "Сельский учитель" (режиссер Богдан Слама) поставил в центр внимания провокационную драму учителя-гомосексуалиста, который не может преодолеть влечение к подросткам (картина получила приз публики). Румынка Анка Дамиан в фильме "Пересечения" попыталась пересадить на родную почву "пазловую" драматургию мексиканца Алехандро Гонсалеса Иньярриту, соединив во времени и пространстве героев, которые не должны были никогда встретиться.

Хорват Арсен Антон Остожич ("Ничей сын") показал раздвоение личности безногого ветерана, воевавшего на хорватской стороне против сербов, а потом обнаружившего, что в нем течет добрая половина сербской крови. И в этом, и в польском фильме "Царапина" Михала Росы ключевым становится мотив тоталитарного прошлого, которое продолжает жить в настоящем: пожилая женщина узнает, что ее муж, возможно, женился на ней по заданию спецслужб, пытается избавиться от демонов сомнения и обрести новую идентичность (этот фильм награжден призом за сценарий).

Интересные темы и лихо закрученные сюжеты испорчены, однако, или излишним мелодраматизмом, или, наоборот, чрезмерной эстетизацией. Художественный баланс гораздо точнее выдержан в российских фильмах, даже в "Диком поле" с его сюрреалистическим образом российской "окраины". Тем не менее ни один из этих фильмов, представляющих новый российский кинематограф, не пробился в этом году в конкурс Канна, а венгерская "Дельта" была там показана. Это говорит о том, что те же венгры умеют гораздо лучше пропагандировать свои достижения и выжимать из скромного потенциала своей киноиндустрии максимальный международный эффект. Радуясь успеху в Котбусе, не будем забывать, что на расстоянии ста с небольших километров находится Берлин, а на дистанции в два с небольшим месяца грядет Берлинале. И есть очень большая вероятность, что новых российских фильмов — как это с регулярной абсурдностью случается в последние годы — снова не найдется для берлинского конкурса.



Сайт управляется системой uCoz