Коммерция на экранах

В минувшие полтора месяца хорошему отечественному кино пришлось в российском кинотеатральном прокате сурово. 12-миллионному экшену "Новая Земля" зрители предпочли новый фильм Вина Дизеля, "Каменной Башке" Филиппа Янковского и фильму "Юрьев День" Кирилла Серебренникова — комедию "Гитлер Капут", а увлекательному триллеру питерца Андрея Либенсона Тот, Кто Гасит Свет — триллер с "сыном Индианы Джонса", Шайей ЛаБафом и последнюю комедию братьев Коэнов. Попытаться понять, что вообще происходит с российским прокатом серьезного и хорошего кино, мы попробовали с руководителем кинокомпании СТВ.

"Каменную Башку" высоко оценили и зрители, и критики. Почему массовый зритель предпочел "Гитлер Капут", вовсе проигнорировав жанровый фильм Филиппа Янковского с Николаем Валуевым?

За объяснением далеко ходить не надо. Из всех жанров отечественного кинематографа комедия является для российского зрителя главным и любимым. Другой вопрос, что и на этой же дате "Каменная Башка" могла бы найти относительно скромное, но уверенное место в кинотеатрах, но этого не произошло. Фильм, получивший множество комплиментарных отзывов от разных зрителей, и продвинутых и рядовых, спустя две недели уже фактически сошел с экранов, несмотря на незначительное падение. Таким картинам недостаточно двух недель в прокате, им нужно больше времени для разгона, и очевидно, что "Каменная Башка" уверенно выдержала бы прокат и в три, и в пять недель. Но такой возможности кинотеатральный рынок не предоставляет — разве что в отношении фильмов ограниченного проката, выходящих на небольшом числе копий.
Российский зритель не хочет смотреть серьезное кино. Почему? Банально, но тем не менее: все перерабатывают, всем тяжело, все у людей плохо — и на работе и дома, и в кино они идут только за тем, чтобы "посмеяться" и как-то удовлетворить свою насущную потребность в отдыхе и развлечении после тяжелого рабочего дня. Однако наша страна считает себя мощной кинематографической державой, и это предполагает определенную долю внимания аудитории к подобному серьезному кино. "Каменная Башка" — хороший и большой жанровый фильм, который вполне мог удовлетворить потребность массового зрителя, но попросту не привлек его внимание. Проблема серьезная. Что делать? Снимать только комедии? Не снимать серьезное кино? Ответ неверный. Если завалить рынок комедиями, зрители и на них не будут ходить. Если не снимать фильмы, интересные зрелой аудитории, то этот зритель вовсе перестанет ходить в кинотеатры.
На днях меня, например, порадовало, что фильм братьев Коэнов собрал у нас $1,7 млн на старте. Думаю, сыграл в его пользу тот факт, что в главных ролях — суперзвезды: Брэд Питт, Джордж Клуни, Джон Малкович. Да и Коэны, видимо, имеют серьезную репутацию у современного зрителя.

...а этой осенью вы выпускаете фильм режиссера с не менее серьезной репутацией — "Морфий" Алексея Балабанова. В предстоящем ему общественном резонансе фильма мы не сомневаемся, но есть ли у него шансы на большой зрительский успех?

Мы все понимаем, что "Морфий" - картина большого режиссера, который в некотором смысле является национальным достоянием России, но вместе с тем отдаем себе отчет, что широким массам она вряд ли будет интересна. Это серьезное, жесткое кино, сильное как кинематографическое произведение, а такие картины у нас спроса не имеют. Наверное, свои несколько сотен тысяч долларов она соберет. Задавить зрителей рекламой можно, и бокс-офис, наверное, может даже увеличиться, но ясно, что соотношение затрат и выручки в данном случае будет совершенно неадекватным, затраты на рекламу фильм точно не покроет. Хотя люди, которые должны посмотреть это кино, посмотрят его в любом случае.
Тем не менее сейчас становится все больше кинотеатров, понимающих, что без такого кино нельзя, воспитывающих своего зрителя на серьезных картинах, — для них по сути мы и работаем. И вместе с этими площадками мы представим картину нашему зрителю достаточным тиражом копий, понимая, что серьезными коммерческими возможностями она не обладает. Мне хочется верить, что, несмотря на общую одержимость общества желанием заработать много-много денег и как можно быстрее, в пользу успешного проката "Морфия" сработает уважение зрителей и к режиссеру Алексею Балабанову, к сценаристу Сергею Бодрову-мл., и к "живому классику" Михаилу Булгакову. Хочется верить, что фильм покажет результаты, достойные нашей страны.
Мы со своей стороны все для этого сделаем: будем проводить промо-кампанию в Интернете, работать с блогами, со СМИ, проводить предпоказы, как это было в случае с предыдущим фильмом Балабанова "Груз-200".

Со следующим проектом кинокомпании СТВ, мультфильмом "Про Федота-Стрельца", вы, как можно заметить, связываете, напротив, самые серьезные ожидания...

Во-первых, анимации покорны все возраста. Во-вторых, это экранизация сказки Леонида Филатова. Когда мы проводили тест-просмотры, меня поразило, что незнакомые со сказкой Филатова молодые зрители реагировали на фильм более живо и остро, чем те, кто был хорошо с ней знаком. И это было для нас неожиданно. Если у знакомых с текстом взрослых периодически появлялись вопросы "А царь выглядит именно так? Почему Федот такой, а не другой?", то молодой зритель реагировал непосредственно. С одной стороны, мультфильм представляет собой добросовестную экранизацию, с другой — при переносе на язык анимации текст оброс множеством "фишек", оставив главное, что было в тексте Филатова, — многоэтажность юмора, с площадными шутками, сленгом и жаргоном на одном этаже с политическим, идеологическим и культурным слоем. Именно этот юмор помог тексту Филатова остаться в памяти нескольких поколений и в нашем мультфильме мы его бережно сохранили. Поэтому продвинутый зритель получит отдельное удовольствие от мультфильма.
Мультфильм мы делаем с Первым каналом, который является сопродюсером проекта. Первый тоже болеет за этот проект и будет активно его поддерживать. На телеканале будет большая прямая рекламная кампания, но предоставит мультфильму и косвенные возможности поддержки.

Интересно, а показывали ли вы мультфильм детям? Какова была их реакция?

Да, детям мы "Федота" тоже показали и, конечно, все они хохотали. Дети в мультфильме находят свое: как бьют Царя по голове — смешно, как зайцы воруют морковки — тоже... Мультфильм красочный, визуально богатый, детям на нем не будет скучно или дискомфортно. Опять же герои в нем выглядят и говорят забавно; их озвучивают профессиональные, узнаваемые на голоса актеры — Виктор Сухоруков, Дмитрий Дюжев, Сергей Безруков плюс еще несколько больших актеров, чьи имена мы не имеем пока права открывать. Сказка Филатова создавалась для чтения, ее нужно слушать, чтобы получить удовольствие в полной мере, поэтому и к кастингу озвучания мы подходили со всей серьезностью.

В 90-е Сергей Безруков в одиночку озвучивал с десяток персонажей в культовой передаче "Куклы", а в 2002 году принял эстафету у Леонида Филатова и участвовал на всех ролях в моноспектакле "Про Федота-Стрельца". Был ли у вас соблазн оставить на озвучании мультфильма одного Безрукова?

Сергей Безруков, можно сказать, является отцом-основателем этого проекта. Он был инициатором создания мультфильма, благодаря его уверенности в актуальности этой сказки и его настойчивости мы и обратили внимание на нее несколько лет назад. Поэтому ему мы благодарны отдельно. Но озвучивать все роли в мультфильме — это неправильно, хотя Сергей и виртуозно владеет голосом. Ему, тем не менее, принадлежит главная роль — роль Федота-Стрельца.



Сайт управляется системой uCoz