Алексей Медведев о фестивале "Завтра"

С 17 по 20 октября компания "Интерфест" при поддержке компании Audi провела в Москве 2-ой фестиваль современного кино "Завтра", открывшись фильмом Петра Зеленки "Карамазовы" (фильм компании "Кино без границ"), а закрывшись киноальманахом "Токио!". Практически незамеченный широкой публикой, "2morrow/ЗАВТРА" тем не менее уже успел стать главным московским кинофестивалем. Об итогах фестиваля рассказал его программный директор Алексей Медведев.

Почему о самом интересном в городе фестивале узнал только узкий круг киноманов?Вопрос не совсем ко мне. Вполне возможно, что все дело в неправильном представлении о зрителе и о том, как до него доносить информацию о нашем фестивале. Я не хотел бы критиковать моих коллег. Другое дело, что если бы я занимался PR фестиваля, наверняка многое сделал бы по-другому. Я считаю неправильным то, что полная информация о фестивале стала доступна лишь за несколько дней до его открытия. Кроме того, мы почти не захватили традиционнную публику самого кинотеатра "35мм", да и отсутствие интереса профессионалов было показательным. Те 20- 25 человек, которые пришли пообщаться c Абелем Феррарой, Антоном Корбайном, Борисом Хлебниковым или Владимиром Сорокиным — это, конечно, далеко не все, кому бы это могло быть интересно.

Как вы оцениваете совместимость фестиваля "Завтра" и кинотеатра "35мм"?

Наш фестиваль не такой большой, и поэтому в "35мм" нам не тесно. В нынешнем виде этот кинотеатр нам подходит. Другое дело, что сама площадка, да простят меня в администрации "35мм", мне не слишком нравится. В большом зале — тусклое изображение и слишком сильная подсветка во время сеансов. Изначально у нас была идея провести фестиваль на Винзаводе. Но для этого надо было переооборудовать большой зал выставочного центра в кинотеатр. Этот вариант оказался для нас чересчур дорогостоящим.
Плюсом же выбранной площадки, помимо ее артхаусного профиля, стало то, что в центре Москвы сегодня почти нет небольших кинотеатров. Два зала для фестиваля "Завтра" — это оптимально. Нам не нужен мультиплекс, как, например, "Амфесту" — мы все равно не займем его целиком. В одном кинотеатре я чувствую себя гораздо комфортнее. Поэтому пока нет смысла что-либо менять. Я думал о том, чтобы использовать параллельно две площадки — "35мм" и "Художественный", например, но это не очень удобно из-за их удаленности друг от друга.

Были ли проблемы в совместной с "35мм" работе?

Да, была одна совершенно невероятная, чудовищная история, за которую кинотеатр следовало бы безжалостно взорвать. Некие люди захотели устроить в кинотеатре премьеру какого-то ужасного российского фильма и (как я понимаю, не без ведома администрации кинотеатра) выкупили в кассе все билеты на один из фестивальных показов в зале, где должен был демонстироваться фильм "Идеология Чучхе". После чего включили свой фильм, выставив рядом с киномехаником свою охрану. Эта дичайшая история могла произойти только у нас, в России.

Довольны ли вы тем, как работало жюри? Вас не могло не разочаровать то, что председатель жюри Феррара проигнорировал любимых вами "Карамазовых" (фильм компании "Кино без границ") Петра Зеленки.

Мне действительно очень понравилась эта картина, тем более, что я вообще неравнодушен к чешскому кинематографу. Зеленке в последнее время не везет — его новую картину в Европе толком не поняли. Я уже говорил раньше, что решение предложить Ферраре место председателя жюри фестиваля "Завтра" отчасти было продиктовано тем, что Зеленка — сам большой поклонник американца, и было очень любопытно посмотреть, произойдет ли обратная реакция. К сожалению, ее не произошло. Но отнюдь не по причине нелюбви Феррары к "Карамазовым". Дело в том, что во время просмотра (а жюри смотрело картину уже вечером первого дня фестиваля) Абель заснул и проспал часть картины. Это безусловно можно понять, поскольку человеку его возраста и состояния здоровья свойственно утомляться. Сказался и ночной перелет из Америки. В оправдание режиссера скажу, что остальные конкурсные картины он посмотрел целиком.

Насколько в кинематографическое жюри вписался человек из другого цеха — писатель Владимир Сорокин? Какими вообще критериями отбора вы руководствовались, приглашая людей в жюри?

Сорокин вписался прекрасно. Почти все фильмы ему понравились. Мне кажется интересным превратить это в традицию: каждый год приглашать в жюри человека, не связанного с кинематографом напрямую. Критерии всегда разные. В случае с Феррарой могу добавить, что первыми в этой истории появились все-таки "Карамазовы". Бориса Хлебникова пригласил из большой личной приязни к этому человеку. Антона Корбайна мы звали еще в прошлом году — только не как члена жюри, а как режиссера конкурсной картины, Контроль, но тогда не сложилось. Мне очень интересен этот человек — уже сложившийся художник, дебютировавший в кино.

Представляя на фестивале картину режиссера Гая Мэддина "Мой Виннипег", вы сказали, что "Завтра" был задуман отчасти для того, чтобы включить работу этого режиссера в конкурс. Как приняли картину зрители?

Канадский режиссер Гай Мэддин знаком только тому узкому кругу киноманов, о котором мы говорили. Второму кругу он совсем не известен. Тем не менее, я был очень рад возможности показать этот фильм на нашем фестивале. Фильм представлял оператор и продюсер картины Джоди Шапиро, который остался очень доволен фестивалем. В следующем году планируем организовать ретроспективу Мэддина. Надеюсь, режиссер сам представит свои фильмы.

Довольны ли вы той информационной поддержкой фестиваля?

В целом, да. Жаль, не получилось сделать отдельную вкладку про фестиваль в "Афише", чьи читатели и являются нашей аудиторией. Нас поддержал ресурс Film.ru, с создателями которого я знаком и дружу. Обновленному Film.ru несколько месяцев, но он уже неплохо работает.

Нам чрезвычайно импонирует ваша позиция: "Завтра" как некоммерческий фестиваль. Существуют ли у вас какие-либо обязательства по сборам или посещаемости перед генеральным спонсором фестиваля компанией Audi?

К счастью, "Завтра" — это не тот случай, когда спонсор рассчитывает на коммерческую отдачу. С одной стороны, это имиджевая акция. С другой, это хорошие личные отношения президента фестиваля и руководства Audi.

Сколько стоит такой фестиваль, как "Завтра"? Сформулируйте его концепцию.

Приблизительно $1 млн, при том, что у нас было сорок пять прекрасных картин и многие из них представлял кто-нибудь из создателей. С самого начала мы руководствовались тем, чтобы отбирать то кино, которое нам кажется настоящим. Когда я принимал участие в отборе картин на Московский фестиваль, постоянно приходилось уговаривать себя, что та или иная картина не так уж и плоха, почему бы её не показать? Но были специфические условия, связанные с присвоенной ММКФ категорией А. Необходимо было устраивать премьерные показы. Но я не видел ни одного фестиваля, где не было бы лишних фильмов. Когда объявляют, что, скажем, на фестивале в Пусане будет показано 300 картин, это значит, что там 250 плохих фильмов и 50, за которые не сильно стыдно.

Все больше разговоров о том, что, быть может, ММКФ пошло бы на пользу понижение статуса — тогда в Москве могли бы появляться участники Берлинале и Канн, например, в конкурсе....

Признаться, мне тоже близка эта мысль. Другое дело, если бы ММКФ осознанно настаивал на своем: мол, сейчас не лучшие времена, но мы намерены вернуть былую престижность, сохранить категорию. Но сегодня эта самая категория, ставшая, по-моему, самым упоминаемым фактом в сюжетах об ММКФ, стала пустой формальностью. Никто не намерен ее отнимать. Сегодня в FIAPF, кажется, забыли не только о существовании ММКФ, но и самой FIAPF. Но давать советы коллегам с ММКФ, с которыми я продолжаю сотрудничать, очень сложно. Раньше, слыша возмущение журналистов по поводу конкурсной программы фестиваля, мне хотелось вписать в бюджет новую статью расходов. Выделять, скажем, пятьдесят тысяч долларов, чтобы те самые журналисты съездили, например, в Сан-Себастьян и поставить им обязательное условие — посмотреть всю конкурсную программу, которая, мягко говоря, из года в год не блещет шедеврами. Поверьте, тогда критики в адрес ММКФ было бы гораздо меньше.

Есть ли у "Завтра" некая концепция развития?

Могу обозначить направление, в котором мне бы хотелось двигаться. Чтобы на фестивальные показы не попадало человек 100 из-за нехватки билетов. С ММКФ мы, конечно же, не соперничаем. У нас разные цели и разная публика. Московский фестиваль — клон Берлинского. Они — политические инструменты, их поддерживает государство. Мне бы не хотелось расширять фестиваль содержательно, увеличивая количество картин. Условно говоря, если на фестивале четыре ретроспективы, то эффект от них немного рассеивается. Мне ближе одна хорошо сделанная ретроспектива, как это было в этом году с фильмами Владислава Старевича. Что же касается программы, то здесь я сам ставлю перед собой задачи, иногда советуясь с коллегами из Европы. В следющем году хочу поработать с Антоном Долиным как с консультантом.

Насколько второй фестиваль "Завтра" был успешен, если брать за критерий успеха посещаемость?

Кажется, было продано что-то вроде 2500 или 3000 билетов. Это, конечно, мало. Насколько я понимаю, в этом есть доля нашей вины. Например, организаторы Фестиваля Немецкого кино продают студентам билеты со скидкой, а мы вовремя этого не сделали.
Если же говорить о заполненности большого зала, то в выходные не бывало меньше, чем ползала, а на вечерние сеансы были аншлаги. Для меня лично было важно видеть на фестивале людей, мнение которых мне небезразлично. Тот же Рома Волобуев сказал мне, что в прошлом году он про этот фестиваль ничего не слышал, а в этом смотрит уже который фильм, и все интересно.

Какие впечатления остались у вас сейчас, спустя две недели после окончания фестиваля?

Есть определенное удовлетворение. Из позитивных итогов — программа без компромиссов, почти все гости доехали до Москвы. Не смогла только Шарлотта Рэмплинг, а вот Леос Каракс, которого мы пригласили, до последнего не мог найти в себе силы. Смерть Гийома Депардье настолько поразила его, что он даже вещи собрать не мог. Но в последний день решился и прилетел на закрытие — представить свою новеллу из "Токио!".
Ну и третий позитивный итог — это интересные мне люди, которые пришли на наш фестиваль. Что же касается программы, то она была составлена в неблагоприятных условиях этого года, очень неудачного для кино. Очень неурожайный год. Можно посмотреть на программу того же Каннского фестиваля, который традиционно старается как можно тщательнее и бескомпромисснее отбирать картины в основной конкурс.
Говоря о том, что меня пока не удовлетворяет, нельзя обойти PR фестиваля. У наших пиарщиков есть какие-то свои планы и воззрения на то, как нужно продвигать фестиваль. За 3 недели до начала раскрывается один кусочек информации, за 2 — другой, и предметом их болезненной гордости являлось строжайшее следование этому плану. Так, они запрещали называть Феррару председателем жюри вплоть до пресс-конференции, которая прошла непозволительно поздно — за 3-4 дня до фестиваля... Фестиваль еще не вышел на тот уровень, чтобы создавать такую информационную интригу. Чем больше о нас будут говорить, тем лучше.



Сайт управляется системой uCoz