Независимое кино — зрителю
Если вы хотите разглядеть свежую перспективу независимого кино, попробуйте посмотреть фильм Лорана Канте "Класс", получивший "Золотую пальмовую ветвь", с группой студентов и преподавателей. В классной комнате, вдали от обычных ассоциаций, с которыми связан просмотр фильма, и вы получите совершенно другое впечатление от него, вы увидите, каким забавным, трогательным и захватывающим он может быть.
Дискуссия после одного из таких просмотров вылилась в спор, который развивался в противоположных направлениях — в профессиональном (методы, при помощи которых можно контролировать учеников) и в политическом (природа культурной идентичности населения страны).
Никто, казалось, не был заинтересован в том, чтобы обсудить эстетические достоинства фильма, вполне достаточно было того, что картины содержала в себе послание. Поэтому лейбл "артхаус", навешиваемый на "Класс", не всегда кажется уместным.
После получения "Золотой пальмовой ветви" "Класс" получит гораздо большую аудиторию, чем планировалось изначально. Эта награда направит картину по совершенно другой траектории.
То, что снял Канте, можно описать, как сложный, честный, вызывающий на откровения и провоцирующий мысли и чувства почти документальный фильм. Это и есть, спаси Господи, пресловутый "важный" фильм. Напиши эту фразу в пресс-релизе, и огромные сборы обеспечены.
Награда Каннского фестиваля может помочь "Классу" избежать обычной судьбы амбициозных кинопроектов. Ведь кто знает, сколько картин, которые могли бы затронуть тот класс людей, к которому они обращаются, — будь то рабочий класс, молодежь или этнические меньшинства — заканчивают свой путь в забвении, пылятся на полках или забыты в коллекциях киноманов.
Есть ли на свете более угнетающее зрелище, чем фильм, который обожают критики, но которого так и не видит широкая публика, те самые люди, к которым он обращается.
Ситуация, похоже, становится еще хуже. Сегодняшний финансовый климат означает то, что найти деньги на съемки картины становится все труднее. Еще сложнее найти деньги для проекта, который заранее обречен, хотя сложно сказать, какому из фильмов какая судьба уготована. Правда, которая лежит в основе самого искусства кино, в том, что судьба любого проекта зависит от того, сколько раз на этот фильм придут люди.
Ну так, на что надеяться, если вы, конечно, не скрываете какую-нибудь гениальную идею?
Ну, возможно, есть на что. На самом деле, всегда было сложно протащить на экраны картину, которая не получила призов на каком-нибудь фестивале. Только малое число подобных фильмов вышло за пределы неопределимого, но довольно многочисленного круга любителей артхауса.
Современная дистрибуция имеет возможность выйти на аудитории, которая раньше была не доступна. Новые маркетинговые стратегии преследую ту же цель. Самое очевидное, что можно сделать в такой ситуации, — сфокусироваться на том, где обитает данная группа зрителей. (Так, если фильм посвящен городским тинейджерам, то вернее было бы давать его рекламу в каких-нибудь онлайн-сообществах, чем в художественном журнале).
Другими словами, нужно проверять и предполагать, кто захочет посмотреть это кино. Это отнимает много времени и усилий. В случае успеха, можно наткнуться на дистрибьютора, который умеет и любит работать с аудиторией.
Безусловно, маркетинговые стратегии не ограничиваются рекламной кампанией на полосах газет, которые могут быть довольно полезными, но могут и сослужить дурную службу. Вспомните, сколько раз славословия какого-нибудь критика отвращали от картины потенциальную аудиторию?
Весь фокус в том, как мобилизовать эту самую аудиторию, занять место на рынке и, соответственно, грамотно распределить бюджет.
Но не менее важно проигнорировать ортодоксальную точку зрения на миссию независимого кино. Это чистой воды снобизм — верить в то, что за пределами строго очерченного круга людей, своего рода образованной элиты это кино, которое бросает вызов и заставляет думать, никто не поймет. Если это правда, то зачем тогда вообще снимать? В музыке и литературе эту точку зрения, похоже, не разделяют. А такие успешные франшизы, как "Бэтмен" и "бондиана" в последнее время стараются напустить как можно больше тумана.
Независимый режиссер должен принять бой. Сегодня нужно меньше ныть о том, что мы все обречены и смотреть вперед с оптимизмом, повторяя "да, мы сможем это".
По материалам Screendaily