Искусство сдрейфило
В Государственном центре современного искусства открылась международная выставка сетевого и видеоискусства "Drift/Дрейф", подготовленная независимым американским куратором и художником Ли Уэллсом в рамках придуманного ГЦСИ междисциплинарного художественного проекта "In Transition Russia 2008". Представленное на ней искусство уже не нуждается в зрителе.
Куратор Ли Уэллс прекрасно отдает себе отчет в том, что выставка видеоарта — самый доступный и малозатратный способ устроить какое-нибудь международное художественное событие. Собственно говоря, главная тема его проекта — это миграции идей и образов, бесконечный визуальный круговорот, уже не привязанный к какой-то конкретной стране и циркулирующий не столько в реальном, сколько в виртуальном пространстве. Большая часть экспонатов выставки являются даже не произведениями, но презентациями сетевых интернетовских проектов.
Эпиграфом ко всей выставке выглядит компьютерный анимационный фильм мексиканского художника Карлоса Аморалеса, в энергичной и минималисткой эстетике показывающий стаю мчащихся под полной луной волков-оборотней, захватывающих города. Этот фильм — едва ли не самая эффектная работа на выставке. И именно в силу своей эффектности — глубоко ей чужеродная. Остальные представленные в проекте авторы уже не занимаются таким архаичным делом, как создание фильмов, пусть даже и компьютерных, но предаются деятельности совсем иного рода. Британец Стюарт Хоум, например, монтирует фильм из встречающихся на лицензионных DVD и видеокассетах титров с предупреждением о копирайте. Китайская художница Чао Фэй показывает документальный дневник своих знакомств и романов в онлайновом мире игры Second Life. А международная группа "Второй фронт" устраивает в той же Second Life перформансы — например, заставляет свои аватары играть в "русскую рулетку". Американка Перри Бард использует интернет для создания коллективного проекта по мотивам "Человека с киноаппаратом" Дзиги Вертова — любой желающий может выложить на сайт свои вариации на тему сцен этого классического фильма. В перспективе должен получиться необъятный каталог всех возможных визуальных образов мира.
Сюжеты некоторых работ выглядят вполне занимательно и подошли бы для завязки какого-нибудь киберпанкского романа. Только вот смотреть показанные на выставке видео решительно невозможно. Тот же самый интернетовский "Человек с фотоаппаратом" выглядит настоящим убийством фильма Дзиги Вертова. Образы, отобранные русским режиссером-авангардистом со снайперской точностью, тонут в потоке коллективной видеографомании. Современные носители, позволяющие накапливать практически безграничное количество информации, уничтожили необходимость отбора, которую диктовали более старые технологии. Обладатели цифровой камеры могут снять куда больше, чем владельцы пленочных фото- или киноаппаратов — и потому не стремятся снимать только самое интересное и, как правило, откладывают отбор удачных кадров на потом, которое часто так и не наступает. А отснятые ими бесконечные архивы — будь то любительские съемки каникул и вечеринок или произведения нонпрофитных художников — заполняют безграничное пространство интернета, сайты вроде YouTube или Flickr, на которых, как видимо, надеются авторы, любое видео или фотография так или иначе найдет хотя бы одного заинтересованного зрителя.
Но в сущности это новое искусство или, точнее, занятие упраздняет традиционную фигуру зрителя. Бесконечные базы данных интереснее пополнять, чем смотреть, не говоря уже о перформансах в пространстве Second Life, которые могут увидеть только участники этой игры. Знаменитая утопия Йозефа Бойса "каждый человек — художник" воплощается в варианте "каждый человек — пользователь". Воплощение, надо сказать, не слишком воодушевляющее. Страшно представить, какое количество невообразимых йоттабайтов этой информации, которую никто не в силах просмотреть, накапливается, превращаясь в дрейфующий в информационном пространстве космический мусор, который того и гляди станет причиной какой-то еще неведомой катастрофы.