Фестиваль русских изгнанников
II Международный кинофестиваль "Русское зарубежье" проходит в Москве. Кроме конкурса игровых и документальных фильмов организаторы подготовили специальную программу к первой годовщине объединения Русской Православной и Зарубежной Церкви, а также к 90-летию А.И. Солженицына.
Президент фестиваля кинорежиссер Сергей Зайцев отметил на церемонии открытия в Библиотеке-фонде "Русское зарубежье", что фестиваль не случайно начался 7 ноября: "Этот день принес нашей стране немало бед. Мы хотим еще раз напомнить, к какой великой трагедии привел залп крейсера "Аврора". Посвящаем наш фестиваль всем русским изгнанникам, которые унесли на чужбину прежнюю Россию и сохранили ее для нас". Он процитировал слова Д.С. Лихачева о том, что память — одно из важнейших свойств бытия.
Первыми лауреатами фестиваля стали американская актриса Джоанна Мерлин, ученица Михаила Чехова, и кинорежиссер, народный артист России Никита Михалков. Они были удостоены медали им. Михаила Чехова. Н. Михалков, поднявшись на сцену за наградой, сказал, что это "редчайший случай", когда на таком событии как фестиваль люди вместо традиционной помпезности предпочитают говорить "о простых и самых главных вещах". Он завел речь о том, что из Парижа пришло известие о кончине Андрея Шмемана, который долгое время оставался последним подданным Российской империи, не имея при этом никакого гражданства. В 2004 году В. Путин вручил ему российский паспорт. "Почему Андрей Шмеман так этого ждал? — задался вопросом Михалков. — Это знак сердца, знак того сосредоточения духовного, которое и спасало наших соотечественников, оказавшихся без родины. Это безостановочная душевная и духовная жизнь вместе с Россией".
Программа, посвященная первой годовщине объединения РПЦ И РПЦЗ, открылась в воскресенье, 9 ноября, фильмом петербургского режиссера Валентины Матвеевой "Апостол любви. Выбор пути" о митрополите Сурожском Антонии. Картина дарит ощущение встречи с выдающимся иерархом, ушедшим пять лет назад. Он говорил: "Мы должны стараться жить так, что, если бы Евангелия были утеряны, то, глядя на нас, их можно было бы написать заново".
В начале жизненного пути, в армии, будущий митрополит Антоний работал хирургом, а в 25 лет тайно принес монашеские обеты. "В период оккупации я принял монашеский постриг, — рассказывает он в фильме. — Я уже заранее знал, что не женюсь, так как был глубоко убежден, что не смогу всего себя, полностью отдавать своим пациентам, если у меня будет какая-нибудь привязанность и забота кроме них. Это мое представление о медицине соединилось с желанием научиться молитве", познать полноту духовной жизни. Тайный постриг дал возможность в течение 10 лет оставаться "солдатом, врачом, хирургом": "Я был как все. А что у меня была своя духовная жизнь — это была моя тайна с Богом".
Фильм наполнен свидетельствами людей, встреча которых с митрополитом Антонием "перевернула жизнь". Школьник из Петербурга Игорь, который летом 2003 года брал курсы английского в Лондоне, рассказывает, как в один из воскресных дней он отправился бродить по Лондону, и внезапный сильный ливень заставил его укрыться "в англиканском храме". Храм оказался православным Успенским собором, а вышедший из алтаря навстречу юноше человек — владыкой Антонием. Побеседовав с подростком, митрополит Антоний сказал, что будет очень рад увидеть его снова в следующее воскресенье. Игорь пришел в следующее воскресенье и узнал, что владыка Антоний скончался. "В тот день на исповеди я не смог сказать ничего, а только плакал. У меня на столе стоит фотография владыки, и когда мне трудно, я прошу его о помощи, о том, чтобы разрешились мои проблемы. И помощь приходит", — говорит подросток.
Митрополит Антоний в экранном разговоре с автором фильма формулирует две основные вещи, которые сплотили эмиграцию: "Во-первых, всякий русский православный человек мне родной. Такой же родной как отец, мать, самый близкий друг. Мы были чужие в чужом мире и свои между собой. Второе, что мы обнаружили — это то, что Бог, который до революции, если так можно выразиться, жил вельможей в громадных храмах, оказывается, таким не был. Он был один из нас, такой же беженец как мы, Ему негде голову приклонить. Мы при нашей бедноте создавали храмы размером с комнату, и эти храмы были для Него убежищем. Он в мире был чужой, Его выгнали, а какие-то люди, десятки людей, созидали такое место, куда Он мог прийти и сказать: "Я здесь дома, эти люди Меня любят, они вокруг Меня и такие же бедные так Я". Родина лишила нас даже права называться русскими, мы были ничем. Это нас связало друг с другом. Нас было человек сорок, один епископ и священники. Мы ходили в церковь, как бы она ни была отчаянно бедна".
Второй фестиваль "Русское зарубежье" продлится до 14 ноября.
Компания "Кино без границ" представлена на фестивале двумя картинами: "Полурусская история" режиссера Эйтана Аннера и "Сорок оттенков грусти" режиссера Айры Сакса