Октябрьский "Колизей"
В октябре в Киноплексе киноклуб "Колизей" демонстрировал спецпрограмму, посвященную столетию российского "кинопроизводства". Представлять четыре фильма снятых в начале 20 века в Тольятти приехал киновед, критик, писатель, культуролог и просто очень интересный человек — один из столпов (вместе с Михаилом Купербергом) самарского киноклуба "Ракурс" Валерий Бондаренко. Алексей Барацков встретился с ним после лекций о советском авангарде, расспросил о нелегкой судьбе российского кино, творческих планах и узнал, что стоит смотреть в этом сезоне.
- Валерий, что такое с нашим кинематографом происходит?
- Нового ничего не происходит. Появляются какие-то очередные болезни внутри кинопромышленности, которые в той или иной мере влияют и на кинематограф. Есть по большому счету одна большая проблема — снимается кино, которое совершенно не связано с настоящим, с жизнью людей, их проблемами и переживаниями. Это либо жанровый кинематограф, который у нас традиционно не очень хорошо получается, либо настолько авторские картины, что их никто не видит, поскольку нет такой ниши. Это проблема не только кино, это проблема общества. В России сегодня человек никому не интересен. Интересны его зарплата, марка его машины, если это мужчина, то красивая ли женщина рядом с ним.
- Так что, нам так и придется смотреть "блокбастеры" от Первого канала?
- Пока да. Я надеюсь, что что-то такое формируется, происходит... Но такое ощущение за прошедшие годы у меня уже было несколько раз. Когда казалось, что вот, сейчас случится... А потом волна вновь спадала. Сегодня появился целый ряд картин, которые интересны, потому что в них отражены настоящее время и современный человек.
- Назовите.
- "Шультес" Бакура Бакурадзе. Его нигде не показывали, он вышел только на DVD. "Дикое поле" Михаила Калатозишвили, "Все умрут, а я останусь" Валерии Гай Германики, в определенной степени "Однажды в провинции" Кати Шагаловой. Но, к сожалению то, что происходит не известно практически никому. Татьяна Лещинская (директор киноклуба "Колизей") наверняка показывает в Киноплексе фильмы, дистрибьютором которых является компания "Кино без границ". Сэм Клебанов (ведущий программы "Магия кино" на телеканале "Культура") сказал, что аудитория по стране у этой компании 3-5 тысяч человек. При этом столько же в одном Стокгольме, где он раньше жил. Все это взаимосвязано.
- А сколько в самарской области зрителей потенциально готовых смотреть авторское кино?
- У "Ракурса" это порядка тысячи-двух тысяч человек.
- Количество публики за эти годы выросло?
- Нет. Остается на том же уровне. Я поражен, у нас жизнь замерла.
- Как и в стране.
- Да. Строятся новые комплексы, кинотеатры, но все борются за одну и ту же публику. Есть ограниченная по численности категория людей, которые зарабатывают деньги и которые готовы тратить их в кинотеатре, прийти парой, плюс купить пива и коки. Вот они то и ходят в мультиплексы.
- Что происходит с вашим фестивалем любительского кино "Белый квадрат"?
- Фестиваль откроется, наверное, 14 декабря. Приглашаем тольяттинцев участвовать. Порадуем чем обычно. Любой человек может снять фильм и представить на суд жюри, где будут какие-то известные персоны режиссеры, кинокритики. Пока мы еще ведем переговоры.
- В оставшиеся до конца года месяцы, что интересного мы сможем увидеть на киноэкранах страны?
- Я думаю, стоит приехать в Самару в первые недели декабря. Мы будем показывать программу, подготовленную вместе с Бельгийским посольством. Вот там точно будет то, чего вы нигде не увидите — ретроспективу величайшего режиссера Андре Дельво. Фигура не меньшего масштаба, чем Феллини. Потрясающий автор "магического реализма". Ну и, конечно же, сейчас начинается оскаровская гонка, не знаю какие будут фильмы, но имена очень интересные.
- С каким чувством ждете двух, пожалуй, самых громких премьер зимы "Обитаемый остров" Бондарчука и "Поколение П" по Пелевину?
- С любопытством. Очень умный человек Дмитрий Быков написал об "Обитаемом острове" такую статью, будто это самый лучший российский фильм этого года. А что касается Пелевина, я его поклонник, но фильма очень боюсь. Очень трудно найти визуальный эквивалент этой прозе. Я боюсь, что это будет очередной фильм про офисных работников... Но не стоит этими фильмами себя ограничивать. Раз уж у вас молодежная газета скажу: молодежь сейчас отравлена потребительской культурой...
- Сейчас все отравлены потребительской культурой.
- Да. Но молодой человек должен очень четко понимать — лучшего ему не покажут, надо искать. Мир сейчас принадлежит рекламистам и маркетологам, которые впаривают нам туфту. А чтобы искать — нужно знать, то есть заниматься самообразованием.
- Читали ваши книги "Красота обитаема" и "48 часов Ностальжи". Ничего больше публиковать не собираетесь?
- Я тут вел и веду один тренинг-семинар "Писать, чтобы говорить". Лихтенштейн, великий философ 20 века, говорил, что границы эссе — это границы человеческого мира. Чем более гибкий, изобретательный у тебя язык, тем более гибкий и изобретательный твой внутренний мир. Более того, ты можешь этот мир транслировать. И вот за время этих занятий, работая с другими людьми, я сам написал некоторое количество текстов в разных жанрах и поэзия и проза. Надо только собрать и издать
- Почему вы блог до сих пор не ведете?
- Не могу найти время. Спросите, на что я его трачу? На книги на кино, прогулки, любовь. Французский сюрреалист Андре Бретон как-то сказал: "Зачем жить, если нужно ходить на работу?". Вот я стараюсь меньше работать, чтобы больше жить.