Бергман как дешевое порно
Первоначально в США его фильмы рассматривались некоторыми критиками, как дешевое порно. Несмотря на такое нелестное мнение, Ингмар Бергман один из самых требовательных режиссеров 20-го столетия. На экраны выходит большой фильм о жизни и творчестве мэтра кинематографии.
Скончавшемуся в прошлом году Ингмару Бергману поставлен надгробный камень, созданный на языке кинематографа. Сам шведский режиссер желал остаться в памяти именно так: перед своей кончиной, автор драм "Седьмая печать" (1957), "Девичий источник" (1960), "Сцены из семейной жизни" (1973), "Фанни и Александр" (1982), один из самых влиятельных кинематографистов своего времени, оставил для этой цели личный архив.
Эти сокровища раскопали Пол Дункан ( Paul Duncan ) и Бенгт Ванзелиус ( Bengt Wanselius ), которые плотно поработали над частично никогда не публиковавшимся материалом, чтобы представить в этой англоязычной ленте с приложенным немецким переводом лучшие эпизоды из наследия мастера. Обещают также издать этот фильм и на DVD .
В нем показаны фотографии, на которых молодой режиссер запечатлен во время процесса создания картин. В том числе и редкие снимки на съемках одного из его самых ранних фильмов "Музыка в темноте" (1948).
Удивительно, как часто Бергмана недооценивали как комедийного режиссера! И сегодня нельзя без смеха смотреть даже такую мрачную картину как "Стыд" (1968). Режиссер обладал собственным "демоническим смехом", возбуждавшим его фантазии, вспоминает в предисловии к фильму актер Эрланд Джозефзон ( Erland Josephson ), который участвовал во многих фильмах режиссера.
Фильмы нужно делать так, будто "занимаешься эротикой", говорил в одном из своих многочисленных интервью Бергман. Действительно, портреты этого одного из самых знаменитых шведов говорят о ненасытном желании жизни, о витальной силе, бурлящей в нем. Об этом говорится и в его фильмах.
В картинах пятидесятых и шестидесятых годов он дозволял своим героиням окунуться в полностью неизведанное в тогдашнем кино удовольствие познавания собственного тела.
Такова провоцирующая чувственность молодой Харриет Андерсон ( Harriet Andersson ) в ленте "Лето с Моникой" (1953) или легендарная сцена маструбации в "Молчании" (1963).
Все это принесло Бергману славу скандального режиссера. На американских афишах его фильмы были представлены яркими постерами, которыми обычно рекламируют дешевые секс-фильмы.
Однако при всем этом Бергман в кино был крайне жесток. В своих произведениях он рассказывал о насилии, мести и психическом терроре. Как никакой другой режиссер, Бергман настойчиво направлял объектив камеры на главных героев.
Ни в чем другом Бергман не был так убежден, что нет ничего сильнее для выражения чувств, чем взгляд актера. Бергман без преувеличения сделал звездами Биби Андерсон, Лив Ульман и Макса фон Зюдова.
Они поверили в правоту своего режиссера и отдали должное его таланту. Ведь наиболее волнующее место, где происходят драмы — это человеческое лицо.