"Близость" Алексея Айги
В последние годы скрипач-виртуоз Алексей Айги зарабатывает прежде всего музыкой к кино, и дает по возможности заработать музыкантам своего уникального ансамбля 4'33".
Даже не вспоминая про безусловно гениальный саундтрек к "Стране глухих", только за минувшие полгода-год Айги снабдил музыкой как минимум фильмы "Сеть", "Старшая жена", "Марс", "Открытое Пространство", Le Grand Alibi, "Мой муж Андрей Сахаров", "Сыщик Путилин", "Дикое поле" (приз фестиваля Кинотавр-2008 за лучшую музыку к фильму им. М.Таривердиева)...
Новый альбом Айги — тоже саундтрек, на этот раз к спектаклю "Близость", который поставила в Центре им. Мейерхольда Елена Новикова. Сюжет хорошо известен по одноименной голливудской драме с Джулией Робертс и Натали Портман, а в спектакле Новиковой играют Амалия Мордвинова и Максим Виторган.
Композиции с глагольно-побудительными названиями ("Смотреть в одну точку", "Остаться вдвоем", "Поехать под дождь" и т.д.) и нечетными размерами метко фиксируют человеческие эмоциональные состояния неопределенности к действию. Словно ничего не хочется делать, но мозг свербит упомянутая глагольная форма. Отсюда раздвоенность и аффектированная вялость, превосходно знакомая даже не по "Близости", а по куда более культовому фильму "Кофе и сигареты" Джармуша. Название одной композиции весьма примечательно в этой связи: "Под утро курить".
На передний план такого туманного состояния у Айги выходит прозрачное, словно невесомое, фортепиано Аркадия Марто и столь же невесомые призрачные щипки и прохладные тягучие нити мелодий собственной скрипки. Альбом можно было бы назвать новоджазовым куда более, чем раньше — привычная для 4'33" почти роковая ритм-секция тут отсутствует напрочь. То ли причиною стал деликатный Олег Шунцов, сменивший отныне за ударными Андрея Романику, то ли виолончель Дениса Калинского потребовала больше воздуха для своих задумчивых пассажей. Главная тема, заявленная в первой композиции "Смотреть в одну точку", сквозной нитью проходит почти сквозь все остальные композиции, обогащаясь нюансами и оттенками, и разворачивается едва ли симфоническим полотном в финальной "Вперед иль назад?" длительностью более 11 минут. Неторопливо и изысканно.
Увы, в последние годы Айги не радует нас яркими минималистичными мелодиями, благодаря которым он прославился. И саундтрек к "Близости" не стал исключением. Атмосферная хорошо сыгранная музыка — явно не предел возможностей Алексея. Будем ждать прорыва.